3:1−19 Выражение скорби — основное настроение этой главы. Пророк уже не концентрирует внимания на Израиле-Иудее, но говорит об участи Ниневии как о важном, мировом по значению, событии.
3:1−7 Открывающий главу плач по умершим подтверждает обреченность города. В ст. 1−4 предъявляется обвинение, а затем (ст. 5−7) объявляется о наказании виновного.
3:1 Горе. Состояние крайней степени отчаяния.
городу кровей. Беспощадная жестокость, которой ассирийцы открыто похвалялись.
обмана. Лживая дипломатия характеризовала международные дела ассирийцев (Ис 36:16−17).
грабительство. См. 2:12−13. Дружеские переговоры служат прикрытием алчности ассирийцев. В своей ненасытной жажде наживы они поглощают одну жертву за другой.
3:2−3 Изображение ассирийских армий в действии, превращающих все население в «груды трупов» (ст. 3).
3:4 Ниневия сравнивается с блудницей, которой приносятся в жертву «народы» и «племена». Служение идолам, война и торговля были тесно переплетены. Под «соблазнами» Ниневии, с ее мощью и великолепием, подразумевается вероотступничество, а «колдовство» ее является указанием на всеобщее распространение язычества (Ис 47:11−15).
3:5 Кара вселенского Судии неотвратима. См. 2:13.
подниму на лице твое края одежды твоей. Публичное унижение, которому подвергали блудниц и которое грозило женщинам, нарушившим брачный обет.
3:6 Блудница будет выставлена на позор и станет примером, предостерегающим других от подобного образа жизни.
3:7 разорена Ниневия. Зрелище столь устрашающее, что люди бегут от него в ужасе. Столь чудовищно и воистину заслужено это бедствие, что нет ни сочувствующих ей, ни утешителей.
3:8−17 Могущественную Ниневию ожидает судьба некогда великолепного Но-Аммона (Фив).
3:8 Но-Аммона. Фивы. Эта древняя величественная столица Верхнего Египта была захвачена ассирийцами в 663 г. до Р.Х.
3:9 Хотя Но-Аммон обладал природными ресурсами и имел политических союзников, это ему не помогло.
3:10 Завоеватели не проявили милосердия к детям и жестоко обошлись со знатью.
3:11 опьянеешь. Возможная ссылка на чашу Божиего гнева, которую все, кто бросает Ему вызов, должны испить (Ис 51:17−23). Охваченная горем Ниневия пытается скрыться и обрести убежище, но только Бог дает убежище в день скорби (1:7). Самый могущественный в сравнении с Ним слаб и уязвим (ст. 12−17).
3:12 смоковнице. Неприступные укрепления ныне доступны всем желающим, как спелые плоды.
3:13 Перед лицом приближающегося врага все ассирийские войска уподобляются женщинам, необученным и потому неспособным воевать. Все барьеры на пути наступающего врага сметены.
3:14 Наставления пророка о том, что необходимо предпринять отчаянные усилия, чтобы «укрепить крепости» и подготовиться к длительной осаде, полны иронии.
3:15 Самые энергичные попытки противостоять вторжению бесполезны. Город и его обитатели преданы огню и мечу.
3:16 Купцов. Наум имеет в виду обширную торговую деятельность Ассирии, принесшую богатство Ниневии. саранча. Они уничтожают все на своем пути и исчезают.
3:17 Князья... военачальники. Так, видимо, названы чиновники, управлявшие империей. Когда приходит опасность, они разбегаются в поисках спасения, бросая город на произвол судьбы. В час испытаний богатство, сила и государственная власть обманывают ожидания.
3:18−19 Завершение Божественного суда над жестоким угнетателем вызывает всеобщее ликование.
3:18 пастыри. Т.е. правители, подчиненные ассирийскому царю.
Спят... покоятся. Эвфемизмы для обозначения смерти.
народ. Слово может относиться к армии (3:13) или к населению вообще, которое, потеряв вождей, рассеялось.
3:19 Все, услышавшие «весть» о «ране» Ниневии, для которой «нет врачевства», и о болезненной «язве», рукоплещут. Бог Израиля, ревнитель и мститель, положи предел «непрестанной злобе» и пороку, повсюду порождавшим страдание. Пророческое видение Наума исполнилось в 612 г. до Р.Х.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Наума, 3 глава