2:1 разрушитель. Ассирийцы, уничтожившие многие народы, рассеявшие их по земле, ныне подвергнутся той же участи. В августе 612 г. до Р.Х. соединенные силы мидян и вавилонян разрушили Ниневию, и вскоре пробил час окончательной гибели Ассирийской империи.
2:2 Все усилия Ниневии напрасны. На передний план истории выступает особый Божественный замысел спасения мира. Ночь гибели и разрушения Ниневии превращается в день возрождения и величия Иакова-Израиля, всего народа Божия.
2:3 Его. Т.е. Господа (см. ст. 2). Ему принадлежит и Ему служит это могучее воинство.
огнем... волнуется. Состояние готовности к войне и жажды вступить в бой.
2:4 Ниневия, как улей, полна кипучей деятельности.
По улицам. Возможно, по открытым полям-равнинам вне города. Если это так, то речь идет о приближающейся армии и ее боевых колесницах.
2:5 Этот текст можно отнести к ассирийскому царю, вызывающему «храбрых своих».
2:6 Речные ворота. Существуют противоречивые данные о падении Ниневии в результате наводнения, вызванного нарушением водной системы плотин и шлюзов врагом. Ворота могут означать всего лишь выход (3:13) в сторону реки Тигр с ее притоками и каналами. Местоположение дворца исключало возможность его затопления.
дворец. Политический и военный центр.
2:7 она. Т.е. плененная Ниневия. «Рабыни ее», жители города, оплакивают судьбу своей «госпожи».
2:8 пруд. Образ осажденного города.
2:9 Расхищайте. Поверженная Ниневия, ее богатства — во власти победителей.
2:10 тает... потемнели. Безжалостное разорение порождает смертельный страх и полную беспомощность среди некогда могущественных ниневитян.
2:11−13 Образ львиной семьи, оказавшейся перед лицом гибели, используется для описания неизбежных перемен в судьбе Ниневии.
2:11−12 Где..? В вопросе содержится предсказание будущего забвения некогда славного города.
логовище львов. Угроза, исходящая от агрессивных, безжалостных и внушающих ужас ассирийцев.
2:13 Тайна полного и окончательного падения Ниневии раскрыта. Вражда с всемогущим Богом Израиля оказывается роковой для Ассирийской империи.
Я — на тебя. Противоположно благой вести спасения — «Я с тобой» (Исх 3:12,14; Нав 1:5; Ис 43:2,5).
послов твоих. Послов ассирийских, диктующих свои условия и накладывающих дань, больше никогда не услышат на земле.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Наума, 2 глава