Автор
Наум означает «утешитель» и, возможно, является аббревиатурой более полной формы, которую мы имеем в имени «Неемия» — «Господь утешает». За именем следует определение «Елкосеянин» — возможное указание на место рождения или последующего пророческого служения Наума. Предполагается, в частности, что оно связано с названиями местностей, или близ древней Ниневии, или в Галилее (напр., Капернаум — город Наума), или в Иудее. Свидетельство, заключенное в самой книге (1:15), говорит в пользу Иудеи как места, где пророчествовал Наум
В этой книге мы видим пророка, глубоко убежденного в абсолютном превосходстве и всемогуществе Божием. Возвещение пророка можно выразить одной фразой: неотвратимый суд над городом Ниневией. Чаша грехов ассирийской державы переполнена, суд грядет, и будут смертельно поражены богачи столицы Ниневии.
Время и обстоятельства написания
Упоминание о предстоящем разрушении Ниневии дает ключ к датировке пророчества. Наум предрек это событие до 612 г. до Р.Х. — времени, когда оно действительно произошло (3:5−7).
В 3:8 пророк упоминает Но-Аммон (Фивы), величественную столицу Египта, захваченную в 663 г. до Р.Х. ассирийскими армиями Ашшурбанапала. Отсюда явствует, что Наум жил в VII в. до Р.Х. и являлся современником таких пророков, как Захария, Иеремия и, может быть, Аввакум. Во времена его пророчества два тяжелых кризиса поразили Ассирийскую империю. Причиной одного из них были мидяне и наступавшие скифы (642−638 гг. до Р.Х.). Однако основной кризис этого периода был связан с Вавилонским восстанием (652−648 гг. до Р.Х.).
Таким образом, возможной датой пророчества Наума могло быть время между 660 и 650 гг. до Р.Х. — в дни царствования царя Иудеи Манассии, верного вассала Ассирии.
Характерные особенности и темы
Книга пророка Наума имеет двойное название (1:1): «Пророчество о Ниневии» и «Книга видений Наума Елкосеянина». Пророчество часто означает послание Господа осуждением иноземных народов (см. Ис 13:1). Видение подразумевает уникальную способность пророка воспринять это послание. Иногда пророк получает указание записать определенные пророчества (Ис 8:1−4; Ис 30:8) или даже «все слова», которые по внушению Господа он должен был произнести (Иер 36:1−32). Письменная форма являлась тогда надежным дополнительным свидетельством непременного исполнения Божественных речений. Двойное название книги поэтому было как бы веским подтверждением подлинности пророчества о гибели Ниневии и неотвратимости грядущего Божиего суда над Ассирийским царством.
Древний город Ниневия, нечестивый и полный обмана, жаждал господства и власти (2:12; 3:1,4), что проявлялось в беспощадной жестокости его захватнических войн. Ниневия подвергается суду также за нечестие в торговых делах и стяжательство (2:12; 3:16). Наум утверждает неотвратимость Божественного отмщения и возмездия (1:8,10,14,15; 2:10; 3:7−15). Земная власть, бросающая вызов Богу, не сможет избегнуть Его суда.
Осуждение, однако, не есть последнее слово Господа. Акт возмездия является также и актом искупительного суда, и проявлением Его любви к Своему народу, и верности заключенному с ним завету (1:15; 2:2). Бог сокрушает силы хаоса, чтобы воссоздать новый мир свободы, покоя (1:13) и благоденствия. Он знает надеющихся на Него и по отношению к ним Он благ (1:7).
Предсказание Наума отличается, во-первых, тем, что пророк не упоминает ни грехов собственного народа, ни ожидающийся над ним суд, во-вторых, тем, что его взор неукоснительно обращен на врагов Иудеи.
Содержание
I. Название (1:1)
II. Судья Ниневии, справедливый и милосердный (1:2 — 2:2)
А. Ревность и могущество Господа (1:2−8)
Б. Горе нечестивым и утешение Иудее (1:9−14)
III. Ниневия бессильна перед армией Господа (1:15 — 2:14)
А. Благая весть Иуде (1:15 — 2:2)
Б. Ниневия захвачена и разграблена (2:3−10)
В. Сила Ниневии сломлена Господом (2:11−13)
IV. Неотвратимость разрушения Ниневии (3:1−19)
А. Плач о гибели нечестивого города (3:1−7)
Б. Подобная судьба Фив (Но-Аммона) (3:8−17)
В. Неизбежность Божественного суда (3:18−19)
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Наума, введение