7:1−7 Эта пророческая речь имеет две части: плач (ст. 1−6), состоящий из обвинения народа в преступлениях (ст. 1−4) и о горестях неправедной жизни народа (ст. 4−6), и выражение уверенности, что за осуждением последует спасение (ст. 7).
7:1 со мною. Михей, представляющий Господа, сравнивает себя с виноградарем.
7:4 провозвестников. Т.е. пророков.
7:5−6 Этот фрагмент впоследствии был использован в апокалипсической литературе для эсхатологического изображения дня Господня (Мф 10:35−39; Лк 12:53).
7:7 взирать. В ожидании спасения.
7:8−20 Этот заключительный литургический гимн состоит из четырех строф: 1) Иерусалим в образе женщины, оказавшейся в беде и исповедующей свою веру в Господа (ст. 8−10); 2) пророк обещает Иерусалиму, что он станет в эсхатологической перспективе «овечьим загоном», дающим спасение всему осужденному миру (ст. 11−13); 3) Михей молит Господа, чтобы Он взял Свой народ под Свою пастырскую защиту (ст. 14); 4) народ в хвалебном гимне прославляет чудо — Бог ввергнет его грехи в пучину морскую, чтобы исполнились Его заветные обетования патриархам (ст. 18−20).
7:8 во мраке. Образ осажденного города.
7:9 правду. Правда Божия также состоит в спасении верного Израиля (ст. 8−9) и сокрушении его неверного мучителя (ст. 10).
7:12 В тот день. См. 4:1,6; 5:10−15.
от Египта до реки Евфрата. Ср. Быт 15:18; Исх 23:31; Втор 11:24; 3Цар 4:21,25.
7:13 земля та будет пустынею. В день Страшного суда за пределами, в которых пребывает в безопасности избранный народ, осуждение будет всеобщим.
7:18 Кто... Ты. Имя Михея, означающее «кто подобен Богу», соединяет в себе упоминание имени Божиего с Его всепрощающей милостью. Без этого качества служение Михея не имело бы смысла. Бог не допустит, чтобы история Израиля закончилась тупиком.
7:19 ввергнешь в пучину морскую. Когда Бог начал покровительствовать Израилю, Он ввергнул египтян в Чермное море; так и в конце истории этого народа Он бросит грехи его в небытие.
7:20 верность Иакову. Совершенная верность Бога праотцам является основой надежды для церкви (Рим 4:17; Гал 3:7−29).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Михея, 7 глава