4:1−22 В этой главе оплакивается наказание Сиона, но одновременно высказывается уверенность в том, что из бездны отчаяния и горя будет явлено милосердие Божие.
4:1 золото ... камни святилища. Богатые золотые украшения храма Соломона были уничтожены Навуходоносором (4Цар 25:9).
4:2 Сыны Сиона драгоценные... чистейшему золоту. В качестве Божиего «удела» люди представляют особенную ценность — большую, нежели украшения храма; теперь же они уподоблены праху.
4:3 чудовища. Ср. Ис 1:2−3.
подобно страусам. Страусы традиционно олицетворяют бесчувственность и безответственность родителей по отношению к детям (ср. Иов 39:16).
4:5 Евшие сладкое. Богатые и знатные люди не застрахованы от нищеты и опасностей (Иер 6:2; Ам 4:1−3; Ам 6:1).
4:6 Наказание. Или: «прегрешение». Безмерные страдания Иудеи неоднократно ассоциируются с ее греховностью.
Содома. Олицетворение суда небесного (Втор 29:23; Ис 1:10; Иер 23:14; Иез 16:46; Ос 11:8; Ам 4:11; Лк 17:28−30).
4:8 а теперь. В наступившее лихолетье все социальные различия потеряли свое значение, «не узнают их на улицах».
4:9 Умерщвляемые мечом счастливее. Бедствия народа беспредельны и невыносимы. Смерти от голода предшествуют продолжительные страдания. Гнев Божий суров и беспощаден (ср. Втор 28:54−57).
4:10 женщин... детей. См. ст. 3.
4:11 гнев. Гнев Божий — следствие греховности Иудеи.
4:12 цари земли. Вероятно, имеется в виду уверенность в неприступности Сиона, укрепившаяся после неудачной попытки ассирийцев взять город в 701 г. до Р.Х.
4:13 лжепророков... священников. См. ком. к 2:20, а также Иер 5:30−31; Мих 3:9−12.
4:14 бродили как слепые по улицам. Ср. Втор 28:28−29.
осквернялись кровью. Бог в гневе Своем сделал сионских священников и пророков ритуально нечистыми. В Ис 59:3 речь идет о крови, пролитой виновными. Здесь же, кровь, оскверняющая нечестивых, — их собственная.
4:15 нечистый. Ср. Лев 13:45.
они уходили. Проклятие, упоминаемое во Втор 28:65−66, исполнилось.
4:17 ожидали народ. Израиль и Иудея пытались найти помощь у политических союзников, а не у Господа (ср. Ис, гл. 7; 30:1−5; Иер, гл. 24).
4:19 быстрее орлов. Ср. Иер 4:13.
4:20 помазанник Господень. Здесь высказывается надежда на царя от ветвь Давидовой, ставшая наиболее актуальной после реформ Иосии (4Цар 22:23). Реформы, хотя и носили религиозный характер, политически укрепляли независимость Иудеи и, казалось, подтверждали древнее обетование, данное Давиду (2Цар, гл. 7). Последний царь Иудеи, плененный Навуходоносором, был Седекия (4Цар 25:7). Тем не менее Иеремия предсказывал, что окончательное спасение придет через Давидову «Отрасль праведную» (Иер 23:5−8).
4:21 дочь Едома. Едом — один из исторических врагов Израиля. Истоки вражды в древнем кровном родстве (Едом — он же Исав, брат Иакова, Исх 25:30). Но в свое время падет и Едом (ср. Иер 49:7−22).
4:22 наказание за беззаконие твое кончилось. Иначе: «беззаконие твое кончилось». Благодаря Божиему милосердию и состраданию беззаконие Его народа прекратится, и он, в отличие от Едома, будет спасен (см. Ис 40:2 и Иер 49:7−22).
комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии, 4 глава