9:1 я плакал бы. В своей любви к людям Иеремия выступает прообразом Иисус (см. Лк 19:4).
9:3 Как лук, напрягают язык свой. Оружие вероломных — ложь, и они готовят его, как перед битвой.
говорит Господь. Указание на то, что эти слова принадлежат Богу, придает новый смысл изложенному в 8:21 — 9:3. Народ Божий ждет воздаяния, ибо он больше не угоден Господу (2:2,3).
9:8 дружелюбно. Букв.: «с миром». Мир был бы истинной основой общества, но он может быть только результатом верности завету.
9:10 подниму плач и вопль. Как прежде Иеремия, Господь сокрушается (см. ком. к 9:3) о том, что земля, которую Он дал Своему народу, пришла в запустение (см. Мих 1:8; Мф 23:27−28).
9:11 жилищем шакалов. Образ проклятой земли, на которой никто не живет (см. Пс 43:19; Ис 13:21−22).
9:12 мудрец, который понял бы. Этот стих напоминаете приобретаемой по воле Божией мудрости (Притч 1:2−5), однако см. также Втор 4:6, где мудрость предстает одним из свойств Израиля, что совершенно противоположно нынешнему положению вещей.
9:13 который Я постановил для них. См. Втор 4:8.
9:16 рассею их. См. Втор 28:64. Картина всеобщего уничтожения призвана усилить впечатление.
9:17 плакальщиц. Профессиональных плакальщиц нанимали для участия в похоронах (см. Ам 5:16).
9:21 детей... юношей. См. 6:11; Плач 5:13−15 и ком.
9:24 См. статью «Истинное богопознание».
разумеет и знает Меня. См. ст. 12. Мудрость есть знание Бога на основании личного опыта.
милость, суд и правду. Смысл этих трех важнейших качеств Божиих, открывшихся и воплотившихся в завете, состоит в верности условиям завета; попечении о правах участников завета, преследовании врагов и помощи угнетенным (см. Пс 7:8); заботе о соблюдении завета и справедливом отношении ко всем его участникам (см. также 4:2).
9:25 Я посещу всех обрезанных и необрезанных. См. 4:4. Не только иудеи, но и некоторые другие народы практиковали обрезание, хотя для последних это не являлось знаком того, что их народ завещан Богу (см. Рим 2:25−29; Рим 4:9−12; Рим 9:8; Гал 5:6; Гал 6:15).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 9 глава