7:1 — 10:25 Божий суд, на который народ иудейский обрек себя поклонением безжизненным идолам, неизбежен.
7:2 во вратах. Возможно, речь идет о вратах, которые вели во внутренний двор храма. Таким образом, Иеремия пребывает в средоточии иудейской религии, обличая ее лживость.
все Иудеи, входящие... на поклонение Господу. Возможно, имеется в виду один из великих праздников (Исх 23:14−18), участвовать в которых следовало «всему Израилю».
7:3 на сем месте. Т.е. на земле обетованной. Смысл проповеди Иеремии в том, что они не могут относиться к владению землей, как к чему-то само собой разумеющемуся.
7:4 обманчивые слова: здесь храм Господень. Лицемерие иудеев достигает высшей степени.
7:5−6 если... исправите... на беду себе. В этом богословском утверждении, устанавливающем взаимные обязательства Бога и народа, слышны отголоски завет Моисея (см. Втор 13:1−3; Втор 14:28−29).
проливать невинной крови. См. 19:4.
7:9 вы крадете... ходите во след иных богов. Здесь содержатся ссылки на пять из Десяти Заповедей (ср. Ос 4:2), причем особо подчеркивается нарушение первой (Исх 20:3).
7:10 в доме сем, над которым наречено имя Мое. См. Втор 12:5; 3Цар 8:43, где слово «место» означает иерусалимский храм. Господь нарекает его Своим именем в ознаменование того, что это место становится Домом Божиим (см. 3Цар 8:27).
мы спасены. Спасение, на которое люди надеются, поклоняясь ложным богам, обманчиво.
7:11 вертепом разбойников. См. Мф 21:13.
7:12 в Силом... имени Моему. Силом был важнейшей святыней Израиля до тех пор, пока Давид не перенес столицу в Иерусалим (Нав 18:1; 1Цар 1:9). К описываемому времени Силом уже не существовал (возможно, он был разрушен филистимлянами), т.е. место, которое Господь сделал обиталищем Своего имени, тем не менее не избежало Его суда.
7:13 вы не слушали. Невнимание к слову Божиему — одна из важнейших тем книги пророка (см. 6:17; 11:7−8; 25:3; ср. 4Цар 17:13−14).
7:16 Ты же не проси. Одна из обязанностей пророка — быть заступником перед Богом. См. Быт 20:7; Исх 32:11−14.
7:18 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть.
для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44:19,25.
7:20 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос 2:18).
7:21 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных (Лев 1:9), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар 15:22−23).
7:22−23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении (Быт 4:4−5 и ком.; Мих 6:6−8; Евр 11:4,6).
Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев 26:12).
7:24 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3:17; Быт 6:5. Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу.
7:29 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту (Чис 6:5−9).
7:30 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм (4Цар 21:7), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее.
7:31 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар 23:8−9).
7:32 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными (Исх 13:2; Исх 34:19−20). Приношение в жертву детей было воспрещено (Лев 18:21; Лев 20:2,5). Ср. также 4Цар 23:10 и ком.
долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» (Мф 18:9).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 7 глава