5:1 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом (Быт 18:22−32), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7:16) Иерусалима.
5:3 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез 3:7−9).
5:6 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие (Лев 26:22).
отступничества. См. ком. к 2:19.
5:7 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1.
Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной. Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос 2:8,9).
домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции.
5:8 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2:23,24).
5:10 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12:14−17; 16:14−15; а также см. ком. к 23:3).
они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос 1:9 и ком.).
5:12 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9:3−6).
нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28:2−4).
5:13 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра.
5:17 съедят... съедят... съедят... съедят. Состояние, противоположное благословениям завета (см. Втор 7:13).
5:21 глупый и неразумный. См. Притч 1:7.
у которого есть глаза... а не слышит. См. Ис 6:10 и ком.
5:22 Меня ли вы не боитесь. Доводы Иеремии основываются на могуществе Божием, проявившемся в творении (ср. Иов 38:41; Рим 1:18−20).
5:25 доброе. Т.е. благословения завета во всей их совокупности (см. Втор 6:24; Пс 4:6).
5:26 нечестивые... ставят ловушки и уловляют людей. Стремление склонить ко греху даже невинного заложено в самой природе зла (см. Притч 2:12−19).
5:27 возвысились и разбогатели. От осуждения греха религиозного Иеремия переходит к обличению греха нравственного.
5:28 тучны, жирны. Символ самодовлеющего богатства (ср. Пс 72:7).
сирот... нищих. См. Исх 23:6; Втор 14:29.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 5 глава