36:1 В четвертый год Иоакима. Т.е. в 605 г. до Р.Х. В этот год Навуходоносор впервые напал на Иерусалим.
36:2 возьми себе книжный свиток и напиши на нем все слова. Иеремия пророчествовал в течение продолжительного времени (25:3), однако его пророчествам предстоит быть собранными в единую книгу (см. Ис 8:16 и ком.).
36:4 Варуха. Это уже второе упоминание Варуха, записывавшего речи Иеремии (см. 32:12). Предположения о его участии в написании книги пророка (см. Введение: Характерные особенности и темы) небезосновательны.
36:5 я заключен. Возможно, речь идет о том, что неугодный власть предержащим Иеремия был проклят ими и, следовательно, не мог входить в пределы храма (см. 26:2−11).
36:9 В пятый год ... в девятом месяце. Т.е. в декабре 604 г. до Р.Х., когда уже наступили холода.
из городов. См. ст. 6.
36:12 Елнафан, сын Ахбора. См. 26:22.
36:21 Иегудия. Примечательно, что рукопись царю читает не Варух. Его отсутствие, равно как и отсутствие Иеремии, исключает их личное воздействие на царя, и реакция Иоакима непосредственно вызвана содержанием рукописи.
36:23 царь отрезывал их... доколе не уничтожен был весь свиток на огне. Ср. 4Цар 22:11−13. В тщетном стремлении лишить пророческие слова их силы царь уничтожает рукопись.
36:28 возьми себе опять другой свиток. Уничтожение рукописи не может повредить слову Божиему.
36:30 об Иоакиме... не будет от него сидящего на престоле Давидовом. Царствование Иехонии, сына Иоакима, было непродолжительным (22:30; 4Цар 24:8).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 36 глава