3:1 отпустит жену. На смену метафоре брака (2:2) приходит метафора развода.
3:6 См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».
Иосии царя. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания и ком. к 1:2.
дочь Израиля. Речь идет о северном царстве, разрушенном в 722 г. до Р.Х.
3:8 отпустил ее. Имеется в виду ассирийское пленение израильтян в 722 г. до Р.Х., из которого им уже не суждено было вернуться.
разводное письмо. См. ком. к 3:1.
3:9 с камнем и деревом. Т.е. с языческими идолами (см. статью «Синкретизм и идолопоклонство»).
3:12 к северу. Т.е. к тем, кто уже пребывает в ассирийском плену.
возвратись, отступница, дочь Израилева. Эти слова подразумевают как покаяние, так и возвращение на исконную территорию (см. ком. к 29:14).
Я милостив. Напоминание о завете любви Божией.
не вечно буду негодовать. Данный стих служит ответом на 3:5 (см. также 31:20).
3:13 распутствовала. Метафора духовной неверности (см. 2:20).
3:14 Я сочетался с вами. Древнееврейское слово «баал» обычно имеет значение «господин, хозяин», но часто означает «муж» (см. также Ос 2:16−17).
возьму. Избрание Божие, как и Его любовь, невозможно заслужить (см. Втор 7:6−11).
по одному... по два. Господь спасет остаток изгнанников (см. 23:3; Ис 10:20−22 и ком.).
Сион. Непосредственное возвращение изгнанников на Сион (в Иерусалим) соотносится с эсхатологическим возвращением в град Божий (ср. Ис 2:1−5).
3:16 размножитесь. В будущем все обетования исполнятся (см. Быт 15:5).
в те дни. Т.е. во времена грядущего Мессии.
ковчег... не вспомнят о нем. Ковчег будет забыт, потому что Бог явит Себя в новом Лице.
3:17 престолом. Уже не ковчег завета (Исх 25:22; 1Цар 4:4), а сам Иерусалим становится олицетворением власти Божией над всей землей и всеми народами (см. Зах 2:11).
3:20 жена вероломно изменяет. См. 3:11; Ос, гл. 1−3.
3:22 Возвратитесь... непокорность. Эта фраза почти дословно соответствует Ос 14:5, однако призыв к покаянию в ней выражен с большей силой, равно как и уверенность в том, что оно произойдет с помощью Самого Бога (ср. Втор 30:6).
3:24 мерзость... дочерей. Одно из проявлений языческих культов — принесение детей в жертву идолам (см. 7:13). Антитеза благословению Божиему (см. Втор 7:13).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 3 глава