21:1 — 24:10 Эти главы повествуют о конце династии Давида, ясно показывая, что ее бедственная участь определена Богом как суд за грехи царей и народ иудейского. Иеремия обличает ложных пророков, которые вводят в заблуждение народ (23:1−40), но вместе с тем в его проповеди звучит надежда на то, что Господь, по обетованию Своему, соберет остаток народа, во главе которого встанет «праведная Отрасль» дома Давидова (23:3−8). Оба пророчества — о суде и о будущем возвращении — повторяются в видении Иеремии о двух корзинах со смоквами (24:1−10).
21:1 Седекия. Имя царя означает «Господь — моя правда».
прислал к нему. Седекия обнаруживает свою зависимость от Иеремии, однако царю не хватает нравственной силы, дабы повиноваться пророку (37:3,21; 38:5,14,19,24−26).
Пасхора. См. ком. к 20:1.
Софонию. Речь идет не о пророке Софонии (см. 19:25,29; 37:3; 52:24).
21:2 Навуходоносор. Навуходоносор царствовал в Вавилоне в 605−562 гг. до Р.Х.; его имя образовано от имени вавилонского божества Наву (или Нево). См. Ис 46:1; Дан 1:1.
воюет против нас. Седекия был ставленником Навуходоносора (37:1), позднее он восстал против своего покровителя, что привело к новым нашествиям.
21:5 Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою. Эти слова изображают картину священной войны Божией, обратившейся против Его народа (Втор 4:34; Втор 5:15; Втор 7:19; Ам 5:18).
во гневе и в ярости и в великом негодовании. См. Втор 29:23.
21:8 путь жизни и путь смерти. См. Втор 30:15,19.
21:12 производите суд. См. 9:24. Здесь подразумевается в равной степени и царский суд, и суд Царя-Мессии (23:5; 2Цар 8:15; 3Цар 3:28; Пс 71:1,2).
спасайте... обидчика. Ср. 22:3.
21:13 скала равнины. Сравнительно надежное в оборонительном смысле расположение Иерусалима (стоящего на возвышенности и окруженного долинами с трех сторон, однако совсем не защищенного с севера) давало повод для самоуспокоения (7:4).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 21 глава