20:1 Пасхор. Имя весьма распространенное (см. 21:1; 28:1). Среди тех, кто слышал слова Иеремии в долине, были старейшины из священников (19:1), и среди них, возможно, Пасхор.
надзиратель. См. 29:26.
20:2 ударил Пасхор Иеремию пророка. Возможно, к этому Пасхора подтолкнули его непосредственные обязанности, как и в 29:26 (см. также Втор 25:2,3). Верность пророческому служению была источником многих опасностей (см. Быт 3:15; 2Кор 1:5−7; 2Тим 3:12).
20:3 Магор Миссавив. Символически переименованный Иеремией Пасхор, не принимающий спасительных слов пророка, уподоблен злейшим врагам Иудеи (см. 26:7−9).
царя Вавилонского. Возможно, Навуходоносор уже приближается и наступает время первого завоевания Иудеи — 605 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).
20:6 ты... и все... которым ты пророчествовал ложно. Таким образом, Пасхор поставлен в один ряд с ложными пророками (14:13), а грозящая ему кара распространяется на все правящие сословия (см. 4Цар 24:14).
20:7 влек меня... увлечен. Иеремия предвидел, какие испытания принесет ему его служение, и рассматривает свое призвание (см. 1:7−8) почти как принуждение (см. Иер 4:10).
20:8 лишь только начну говорить я... о насилии. Сознание того, что пророк не властен над происходящим с ним, усиливает в его проповеди тему грядущего гнев Господнего.
20:9 не буду я напоминать о Нем... имя Его. Эти слова приоткрывают тайное сопротивление Иеремии своей участи; однако пророк обязан пророчествовать, и не может этому противостоять (см. Ам 3:8; 1Кор 9:16; 2Кор 5:14).
20:16 с городами, которые разрушил Господь. Содом и Гоморра, уже ставшие «притчей во языцех» (Ис 1:9; Ам 4:11).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 20 глава