15:1 Моисей и Самуил. Господь напоминает о великих заступниках израилевых (Исх 32:11−14; 1Цар 12:23) и снова воспрещает Иеремии просить за свой народ (7:16; 11:14), отвергая только что произнесенную молитву пророка (14:19−22).
15:3 меч... псов... птиц... зверей. См. 7:33; 14:16; ср. 3Цар 21:23.
15:4 за Манассию. Сын царя-преобразователя Езекии Манассия был одним из самых нечестивых царей Иудеи. Его дела, которые не могли загладить даже последующие реформы его внука Иосии, послужили главной причиной постигших Иудею судов, в том числе и изгнания (4Цар 23:26).
15:6 отступил назад. См. 3:22.
Я устал миловать. См. 31:20.
15:7 развеваю их веялом. См. 4:11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис41:16.
15:8 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт 22:17; ср. Ис 10:22).
15:9 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис 6:14).
15:12 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13:23 и ком.)?
северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6:1).
15:14 отправлю с врагами твоими. См. 43:4−7.
15:16 слова твои, и Я съел их. См. Иез 3:1−3.
имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14:9.
15:17 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис 11:8.
сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар 19:10 и Мф 26:37−38).
15:18 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14:17); те же слова в 30:12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16:17). См. также 10:19.
обманчивым источником. Ср. 20:7.
15:21 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 15 глава