10:2 знамений небесных. Иеремия имеет в виду поклонение небесным светилам (см. 8:2 и ком.).
страшатся. Поклоняясь ложным богам, человек испытывает страх перед ними. Почитание же небесных тел внушает особый трепет: светила представляются чем-то сверхъестественным. Библейское богословие устраняет саму основу такого страха, показывая, что небесные тела суть творения Божий (Быт, гл. 1; Ис 40:26).
10:3−4 пустота. С этой фразы берет свое начало суровое обличение идолопоклонства (см. также Ис 44:9,20).
серебром и золотом. Деревянные идолы покрывались серебром и золотом (ср. ст. 9).
10:7 убоится. В Библии под страхом Божиим подразумевается нечто большее, чем боязнь Божиего суда. Это понятие включает в себя благоговение, трепет, почитание и обожание, которые внушает человеку Бог Своим величием и святостью (см., напр., Пс 2:11−12).
Царь народов. В этих словах пророк бросает вызов ложным божествам, которым, как, например, вавилонскому Мардуку, также приписывалась власть над народами (ср. Ис 43:15; Ис 46:1).
мудрецами. Возможно, эти мудрецы, чья мудрость сравнивается с Божией (10:12), подобны тем волшебникам и чародеям, о которых рассказывает пророк Даниил (см. Дан 2:12).
10:8 бессмысленны и глупы; пустое учение. Ср. Притч 3:11.
10:9 из Фарсиса... Уфаза. Первый из этих городов находится в Испании, а местонахождение второго неизвестно.
10:10 истина... Бог живой. См. Втор 5:26.
Царь вечный. См. ком. к ст. 7; а также Исх 15:18; 2Цар 7:13. Иеремия утверждает вечную природу Царства Божиего, невзирая на то, что дом Давидов приближается к концу своей истории.
гнева... негодования. См. Пс 96:5.
10:12 силою ... мудростью ... разумом. Могущество истинного Бога, явленное Им в творении, вновь служит Иеремии доказательством в споре против чужеземных богов. См. Притч 8:22−31.
10:13 По гласу Его... из хранилищ Своих. См. Пс 28:3−4; Пс 134:5−7. Упоминание о власти Божией над дождем непосредственно связано с молитвами, которые возносили Ваалу (см. 3Цар 17:1).
10:16 доля Иакова... наследия Его. Представление о Боге как о «доле», первоначально относившееся к левитам, но впоследствии получившее более широкий смысл, см. в Чис 18:20; Пс 15:5. Обе метафоры раскрывают природу отношений Бога и народа израильского внутри завета.
10:19 Горе мне... мучительна рана. См. 4:19−21. Метафоры физического страдания (6:7; 14:17; 30:12−13; 15:17).
10:20 дети мои ушли. Картина бездетности предстает через описание запустения, которое повлек за собой вавилонский плен. Сам Иеремия был обречен на бездетность, чтобы слова его приобрели силу (16:2).
10:21 пастыри сделались бессмысленны. Безрассудство теперь характеризует правителей (см. ком. к 2:8; 10:8,14).
не искали Господа. Вместо этого они прибегали к заклинаниям языческих «мудрецов» (8:2; 10:7 и ком.).
10:23 Знаю... путь его. См. Притч 16:9.
10:25 Ср. Пс 78:6−7. Иудея призывает гнев Божий на другие народы, несмотря на то, что главнейшим ее пороком было уподобление им.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 10 глава