9:1−10 Соломон советует наслаждаться жизнью, несмотря на тяготеющее над всеми людьми проклятие смерти.
9:1 в руке Божией. Бог суверенно судит все дела как праведных, так и нечестивых.
ни любви, ни ненависти. И плохое, и хорошее происходит как с праведными, так и с нечестивыми согласно определению Божию (Мф 5:44−45; Лк 13:1−5).
9:2−3 одна участь. В земной жизни как праведным и мудрым, так и нечестивым и глупым суждено умереть (2:14−15).
9:3 исполнено зла. Род человеческий поражен грехом и пороком (Быт 6:5).
9:4 надежда. Пока человек жив, он в состоянии испытать на себе любовь Божию (9:7).
9:7 Итак иди, ешь... пей. Перед лицом несправедливостей земной жизни и неизбежной смерти автор дает совет наслаждаться жизнью (Флп 4:4−7). См. Введение: Особенности содержания и темы.
9:10 по силам делай. Призыв к активному труду отражает представления о вознаграждении в земной жизни и по смерти. После воскресения, в будущей жизни, награда будет на небесах (Кол 3:23−24).
9:11−12 Екклесиаст говорит о несовершенстве и ненадежности жизни.
9:11 случай. Имеется в виду не просто вероятность, но потенциально грозное, личное соприкосновение с Промыслом, т.е. событие, которое непредсказуемо, но назначено к свершению Богом.
9:16 мудрость лучше силы. Это сравнение возвращает нас ко второму циклу (3:9 — 6:7 и ком.), который посвящен теме труда (ср. ст. 9−10).
пренебрегается. Хотя мудрость способна одержать верх над силой, ею слишком часто пренебрегают.
комментарии Женевской Библии на книга Екклезиаста, или Проповедника, 9 глава