8:1 мудрый. См. ком. к 7:19.
8:2 клятвы пред Богом. Т.е. присяга на верность (ср. Рим 13:1−5; 1Пет 2:13−17).
8:5−6 время и устав. В ст. 5 эти слова касаются отношения к царю (8:2−4), а в ст. 6 — к Богу, повелевающему всем в мире (ср. ст. 7−8 и 3:1−8).
8:8 не властен. Человек не властен над злом или смертью. Только у Христа есть такая власть (1Кор 1:24; 1Кор 15:24−27; ср. Рим 37−39).
8:9 во вред ему. Возможно, Екклесиаст подразумевает имеющих власть, но не умеющих пользоваться этой Богом данной им властью (ср. Рим 13:3−4).
8:10 забываемы. Точнее: «были забываемы в городе те, которые поступали праведно». Речь идет о несправедливости, когда нечестивые удостаивались почетного погребения, а праведники лишались его.
8:12 я знаю. Уверенность Соломона в его знании основана на обширных наблюдениях и глубоких размышлениях над словом Божиим.
8:12−13 благо будет... не будет добра. Бог отличает истинно почитающих Его от лицемеров и воздаст праведным и нечестивым на Своем суде.
8:14 на земле. В настоящей жизни праведные и нечестивые не всегда получают по делам своим.
8:15 похвалил. Радоваться жизни — естественно для человека, ибо все «дни жизни его» даны ему Богом. Жизнь следует принимать с радостью и благодарить Дарителя.
8:17 все дела Божий. См. 7:13; 11:5. Здесь — главная мысль третьего цикла книги Екклесиаста (6:8 — 12:7 и ком.). См. Введение: Особенности содержания и темы.
не может постигнуть. Даже мудрые не в состоянии оценить дела Божий.
комментарии Женевской Библии на книга Екклезиаста, или Проповедника, 8 глава