АвторМногие толкователи Книги Екклесиаста считают указания на происхождение ее автора (1:1), его царствование в Иерусалиме (1:12), непревзойденную мудрость (1:16) и несметные богатства (2:4−9) явным свидетельством того, что им был Соломон (3Цар 3; 4:21−34; 10), назвавший себя Екклесиастом (1:12). Следовательно, именно его жизненный опыт и мудрость нашли выражение в данной книге (1:2 — 12:8). Этот текст, написанный Соломоном, получил затем обрамление в форме введения и заключения, имеющих пояснения о методе и содержании его рассуждений (1:1; 12:9−14) и написанных, вероятно, другим человеком.
Но некоторые толкователи считают, что, поскольку рассказчик называет себя Екклесиастом, а не Соломоном, автором книги был другой человек, впоследствии изложивший от себя мысли, кратко сформулированные Соломоном.
Наиболее предпочтительна версия, что автором книги был Соломон, но первоначальный текст получил затем дополнительное оформление, сделанное другим лицом.
Время и обстоятельства написания
Толкователи, которые считают Книгу Екклесиаста произведением другого автора, жившего после Соломона, датируют ее периодом после вавилонского плена. Признавая же авторство за Соломоном, книгу следует отнести к X в. до Р.Х.
Согласно иной интерпретации, автор-апологет принял секуляризованную точку зрения: жизнь не имеет высшей цели, следовательно, является бессмысленной, — для того, чтобы привести читателя к выводу: удовлетворение в жизни может дать только вера в Бога. Хотя содержащиеся в книге поучения могут быть использованы в целях апологетики и, следовательно, евангелизации, все же большинство иудейских и христианских толкователей полагали, что главной целью Екклесиаста является проповедование того, как народ Божий должен жить на земле. Выполняя эту задачу, автор предостерегает людей не против секуляризованного материализма, а против лицемерия. Таким образом, книга Екклесиаста выступает не как Соломонова апологетика, обращенная к тем, кто не знает Бога или враждебно к Нему относится, а как его мудрый совет тем, кто знает Бога, но пребывает в растерянности, не понимая Его путей.
Характерные особенности и темы
Повествование состоит из трех циклов (1:3 — 3:8; 3:9 — 6:7; 6:8 — 12:7), каждый из которых начинается словами: «Что пользы ...». Структура книги образуется сложной группировкой тем, рефренов и фраз. Слова создают смысловые конструкции, используемые в различных значениях, с целью побудить читателя к размышлению над идеями книги. Наряду с повторением мотивов и слов Соломон попарно объединяет темы труда и мудрости. Его первый цикл содержит три парных раздела (1:12−15 и 1:16−18; 2:1−11 и 2:12−17; 2:18−26 и 3:1−8), подводящих к заключению, что смерть делает бессмысленными и человеческий труд на земле, и мудрость. Темы труда и мудрости последовательно проходят через второй и третий циклы книги. Во втором цикле (3:9 — 6:7) автор развивает тему недолговечности и относительности человеческих трудов, противопоставляя им вечное и абсолютное дело Божие и советуя наслаждаться благами, даруемыми Богом в этой жизни, несмотря на гнет жизненных обстоятельств. В третьем цикле (6:8 — 12:7) человеческой мудрости противопоставлено совершенство путей Божиих. Автор дает совет принимать с радостью все доброе, что есть в жизни, и упорно трудиться, даже если усилия человека и его праведность не получают достойного вознаграждения.
Соломон наставляет (9:7−10) народ Божий принимать жизнь с радостью, несмотря на ее тщетность, непрочность и все тяготы, и трудиться с полной отдачей. Этот реалистический подход к жизни есть дар Божий (3:13; 5:19) для тех, кто имеет страх перед Ним и выполняет Его повеления (5:1−7; 12:13−14). Екклесиаст учит, что человек обязан с радостью покоряться Богу, и Бог Сам помогает ему в этом.
Екклесиаст размышляет о том, как люди должны жить (6:12) в мире, в котором по высшей воле благого Творца (3:11,14) и праведного Судии (3:17) «несчастья» случаются как с праведными (7:13−14), так и с нечестивыми — вне зависимости от того, насколько они их заслуживают (8:14; 9:1).
Если Божий приговор относительно праведности или греховности не всегда исполняется в течение земной жизни человека, то ему определенно назначено исполниться после смерти, когда свершится суд Божий (3:17; 9:11; 12:14). Екклесиаст говорит о жизни после смерти (9:10; 12:7), но телесное воскресение при этом не упоминается; воскресение Христа, которое гарантирует воскресение верующих в Него — к вечной жизни (1Кор 15) и воскресение осужденных — на вечное проклятие, тогда еще не свершилось.
Тварный мир, о котором говорит Екклесиаст, обозначен выражениями: «под солнцем», «под небесами» и «на земле». Вывод Соломона заключается в том, что созидание земных богатств потомками Адама тщетно, но небесные труды, совершенные через нового Адама, победившего смерть, не напрасны (1Кор 15:58).
Екклесиаст проповедует о том, как избранники Божий, чужие в этом мире «под солнцем» (1Пет 1:1), но живущие во граде небесном (Флп 3:20), должны стоически претерпеть (Еккл 6:12) все потрясения и трудности (Рим 8:18−23).
Содержание
Введение (1:1)
I. Ограниченность трудов и мудрости (1:2 — 3:8)
А. Цикличность в мире (1:3−11)
Б. Тщетность трудов и мудрости (1:12−18)
В. Эфемерность вознаграждения за труды и мудрость (2:1−17)
Г. Труды и мудрость (2:18 — 3:8)
II. Труд в страхе перед Богом, дела Которого непреходящи (3:9 — 6:7)
А. Бог как Творец и Судия (3:9−21)
Б. Удовлетворение или зависть (3:22 — 4:16)
В. Искренняя преданность Богу (4:17 — 5:6)
Г. Неудовлетворенность от трудов (5:7 — 6:7)
III. Мудрость — в покорности перед вершащим Свой суд Богом (6:8 — 12:7)
А. Тщетность попыток состязаться с Богом (6:8−12)
Б. Что хорошо для человека (7:1−18)
В. Сила мудрости (7:19 — 8:8)
Г. Неизбежный суд (8:9 — 9:10)
Д. Сила глупости (9:11 — 10:7)
Е. Совет для мудрой жизни (10:8 — 12:7)
«Суета сует» (12:8)
Заключение (12:9 — 14)
комментарии Женевской Библии на книга Екклезиаста, или Проповедника, введение