Пс 93 Псалмопевец призывает Господа обратить Свой суд на головы самонадеянных грешников, презревших волю Божию.
93:1 Боже отмщений. Псалмопевец знает, что Богу ненавистно зло, и поэтому Он воздает совершающим его.
93:2 Восстань. См. ком. к Пс 3:8; Пс 7:7; статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога».
93:3 Доколе..? См. ком. к Пс 6:4.
93:6 вдову и пришельца... и сирот. Положение этих людей было особенно уязвимо. Они не могли рассчитывать на поддержку и помощь семьи или какой-либо социальной группы. Библейское законодательство особо подчеркивает обязанность царя и всего общества защищать этих людей и помогать им.
93:7 не увидит Господь. Нечестивцы полагают, что им сопутствует преуспеяние потому, что Богу неведомы их злые дела.
93:8 будете умны. Грешники станут умны, когда избавятся от иллюзии, что Богу неведомы их коварные замыслы или что Он бессилен против них.
93:11 знает мысли человеческие. Господь всеведущ; Ему известно все, вплоть до самых сокровенных помыслов, таящихся в глубине человеческого сердца (89:8).
93:12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты. Праведник с любовью внимает Божественным наставлениям, ибо знает, что они ведут к его же собственному благу (Евр 12:1−13).
93:13 доколе нечестивому выроется яма! Псалмопевцу хорошо известно, что возмездие не всегда следует сразу за греховным поступком. Некоторое время грешники могут преуспевать, однако нет никаких сомнений в том, что в конечном счете их ждет расплата за злодеяния.
93:14 не отринет Господь народа Своего. Господь, вразумляя праведного (ст. 12) во всем следовать Его воле, никогда не покинет его.
93:15 суд возвратится к правде. По всей видимости, речь идет о неправедном суде, который творят воссевшие на «седалище губителей» (ст. 20). Что бы они ни творили, Господь рано или поздно восстановит справедливость.
93:16 Кто восстанет за меня..? Псалом приобретает более личное звучание благодаря свидетельству его создателя о том, как Господь выступил его избавителем.
93:18 милость Твоя. Т.е. заветная милосердная любовь Господа.
93:20 седалище губителей. Имеются в виду царь и судьи, которые не по правде судят свой народ. Царю Израиля надлежало отражать в себе полноту царского достоинства Господа, в том числе Его справедливость и милосердие. Однако история Израиля и Иудеи знает множество примеров того, когда цари шли против Господней воли.
93:22 Бог мой — твердыня. Т.е. нерушимый оплот, вечное и незыблемое прибежище.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 93