Пс 89 В этом псалме, единственном, чье авторство приписывается Моисею, вечная природа Божия противопоставлена ограниченности человеческого существования. Псалом представляет собой взволнованную молитву, в которой Моисей просит Бога благословить людей, обреченных на скитания в пустыне.
89:1 Молитва. См. ком. к зачину Пс 16.
Моисея. Поскольку автором рассматриваемого псалма назван Моисей, можно считать его древнейшим из поддающихся хотя бы приблизительной датировке текстов Псалтири.
89:3 от века и до века Ты — Бог. В этих словах псалмопевец торжественно утверждает вечное бытие Божие. Он — Творец вселенной (Быт, гл. 1) — существовал всегда. См. статьи «Самобытие Бога»; «Бог — Творец».
89:4 Ты возвращаешь человека в тление. Из библейского рассказа о днях творения известно, что человек был создан из праха земного и дыхания Божия (Быт 2:7). Человек смертен и, как судил ему Бог, неизбежно возвращается в прах.
89:5 пред очами Твоими тысяча лет, как день. В отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Вечносущего — мгновение.
89:6 как трава. Скоротечность человеческой жизни противопоставляется вечному бытию Божиему.
89:7 мы исчезаем от гнева Твоего. Краткость человеческой жизни — Божие наказание за грех.
89:8 тайное наше. Люди грешат, надеясь утаить грех в своих сердцах. Однако Богу открыты самые потаенные глубины человеческого сердца.
89:10 семьдесят лет. В молодости семьдесят лет кажутся человеку бесконечно долгим сроком. Перед лицом Вечносущего это время ничтожно.
89:11 Кто знает силу гнева Твоего..? Один лишь Иисус Христос, до конца испивший чашу гнева Божиего за людские грехи, знает его истинную силу.
89:12 чтобы нам приобрести сердце мудрое. Человек, приобретший «сердце мудрое», знает причину скоротечности жизни: его сердце льнет к Богу, единственному прибежищу в вечности, ища у Него прощения и благословения.
89:13 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью.
Доколе? См. ком. к Пс 6:4.
89:14 милостью Твоею. См. ком. к Пс 88:2.
89:16 Да явится... дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля.
на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной.
89:17 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: «благодать Божия».
в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 89