Пс 22 Этот псалом выражает глубокую веру псалмопевца в Господа и является, пожалуй, самым известным примером псалма упования (см. Введение: Характерные особенности и темы). В этом псалме прочно спаяны две метафоры (ст. 1−4,5,6), говорящие о «благости и милости» Господа. Сегодня этот псалом ассоциируется прежде всего с угрозой смерти. Такое понимание вполне правомерно, однако первоначально в него вкладывался более широкий смысл: псалом был призван внушать избранному народу уверенность перед лицом любого несчастья.
22:1 Господь — Пастырь мой. Образ пастыря воплощает сострадание и заботу о нас Господа. Пастырь всегда со своим стадом, всегда неизменно печется о нем (Ис 40:11; Ис 63:9−12). А овцы и в пище, и в питье, и в защите от диких зверей всецело зависят от пастыря. В древности на Ближнем Востоке и в Израиле пастырями нередко называли царей. Этот псалом превозносит царское достоинство Господа. В НЗ Иисус также предстает в образе Пастыря (Ин 10:11,14), воплощая пророчество о том, что Господь Сам придет пасти Свой народ (Иез 34:7−16,23).
22:2−3 Он покоит меня... водит меня... подкрепляет душу мою, направляет меня. В этих стихах метафорически передана пастырская забота.
ради имени Своего. Господь совершает перечисленное выше не ради жертвы или благодарения со стороны просителя (псалмопевца), а потому, что такова природа Его.
22:4 долиною смертной тени. Эта фраза трудна для перевода. Примечание в NIV предлагает иное ее прочтение: «темнейшая долина» (см. Иов 10:21−22).
жезл и... посох. Жезл — символ царской власти; посох — орудие пастуха. Господь является одновременно и Владыкой и Пастырем.
22:5 Ты приготовил предо мною трапезу. Далее в псалме развивается метафора радостной победной трапезы.
умастил елеем голову мою. Елеепомазание входило в ритуал коронации, но на праздничной трапезе его удостаивались и избранные гости (Пс 103:15; Лк 7:46). В данном контексте возможно толкование: «простил грехи, оправдал».
чаша моя преисполнена. Мы не способны вместить в себя всю благодать, подаваемую нам Господом (Иер 33:3).
22:6 милость. См. ком. к Пс 6:5; статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность».
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 22