Пс 106 Данный псалом представляет собой благодарение от лица общины верных, собравшейся для жертвоприношения Господу (ст. 22). Время его создания нельзя установить с точностью, хотя и можно предположить, что написан он был уже после возвращения евреев из вавилонского плена. Псалом превозносит Бога как Избавителя. В нем можно выделить четыре части, или эпизода (ст. 4−9,10−16,17−22,23−32), композиционно выстроенные по единому образцу: страдания как наказание за грех, мольбы о спасении и, наконец, само спасение. Создавая этот псалом, автор стремился внушить соотечественникам мысль о необходимости повиноваться Господу и возносить Ему хвалу.
106:1 Он благ. Псалом посвящен описанию всеблагое(tm) Господа к Своему народу, который Он спасает, когда бы тот ни воззвал к Нему.
милость Его. Т.е. заветная милосердная любовь, которая связывает Бога с Его народом.
106:3 собрал. Речь, очевидно, идет о событиях, последовавших за вавилонским пленением.
106:4−9 Описывается исход евреев из Египта.
106:6 воззвали... Он избавил их. Это первый из четырех эпизодов, изображающих волю Бога спасать людей в ответ на их молитвы.
106:10−16 Господь освобождает Свой народ, томящийся в египетском рабстве.
106:12 Он смирил сердце их работами. См. Исх 1:14.
106:13 воззвали к Господу... Он спас их. См. ком. к ст. 6.
106:15 милость Его. См. ст. 1 и 8.
106:17 Безрассудные. Эти люди не безумны, но испорчены настолько, что не желают признать Господа своим Богом. Безрассудство здесь выступает как духовно-нравственная, а не интеллектуальная или психическая категория.
106:18 от всякой пищи отвращалась душа их. Судя по всему, речь идет о каком-то физическом недуге.
106:20 послал слово Свое. Из истории творения известно о могуществе слова Божия.
106:21 за милость Его. См. ст. 1:8 и 15.
106:22 Да приносят Ему жертву хвалы. Т.е. воздадут хвалу Господу. Этот стих, возможно, указывает на использование данного псалма в общественном богослужении.
106:24 дела Господа. Здесь идет речь о величии Творца, видимом в Его творении.
106:26 восходят до небес, нисходят до бездны. Описание шторма.
106:28 воззвали к Господу... Он вывел их. См. ком. к ст. 6.
106:29 Он превращает бурю в тишину. Господь являет Свое могущество, повелевая бушующим морем (ср. Мк 4:35−41).
106:31 за милость Его. См. ст. 1:8,15 и 21.
106:33−38 Господь по Своему усмотрению может обратить плодородные земли в бесплодную пустыню и наоборот, ибо все в мире подчинено Его воле.
106:34 за нечестие живущих на ней. Наказание или благословение, ниспосылаемое Господом, никогда не бывает случайным — люди сами своими делами заслуживают то или другое. В истории Израиля примером кары Господней может служить засуха, которая поразила страну за грехи Ахава и Иезавели, склонявших народ к служению Ваалу (3Цар, гл. 17).
106:36 они строят город. Псалмопевец имеет в виду завоевание Израилем земли обетованной. Водворившись в ее пределах, народ Божий насладился отдыхом после долгого и нелегкого странствования по пустыне.
106:39−42 Бог наказывает одних представителей Своего народа и ниспосылает благословение другим.
106:40 в пустыне, где нет путей. В этих словах, по-видимому, содержится указание на вавилонское пленение народа Божиего. Возможно, однако, что речь идет об оставленности Богом и это состояние уподобляется пустыне.
106:43 милость. В данном псалме это слово употреблено также в ст. 1 (см. ком.), 8,15,21 и 31.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 106