Пс 104 Псалом посвящен великим деяниям Божиим в истории Израиля со времен патриархов и завета с Авраамом вплоть до прихода евреев в землю обетованную. Псалмопевец наставляет людей в молитвенном восхвалении Бога и укрепляет их веру в то, что Бог верен обетованиям Своего завета. Если Пс 103 славил Бога-Творца мироздания, то рассматриваемый псалом является размышлением о содеянном Богом в истории человечества. Первые пятнадцать стихов псалма (наряду с Пс 95 и частью Пс 105) процитированы в 1Пар, гл. 16, что можно рассматривать как свидетельство того, каким образом он использовался в богослужебной практике.
104:1 возвещайте в народах. Израиль не должен скрывать дарованное ему Богом знание. Народ Божий призван свидетельствовать о благодати Господа по всему миру.
104:2 поведайте о всех чудесах Его. Т.е. о милости и судах Божиих, явленных Им в истории человечества.
104:4 ищите лица Его. Т.е. всегда пребывайте в Его присутствии. Псалмопевец часто говорит об ужасе, в который повергает человека ощущение богооставлености (Пс 21:2; Пс 27:1).
104:5 Воспоминайте. Воспоминание в ВЗ есть нечто большее, нежели усилие разума. Оно требует от человека веры и послушания Богу; отступничество же связано с нежеланием помнить (о завете с Богом).
104:6 семя Авраамово. Т.е. те, к кому обращен псалом.
104:8 помнит. Снова (как и в ст. 5) речь идет о памяти, которая предполагает не только мысль, но и действие: в настоящем Господь действует, неизменно памятуя об обетованиях, данных Им Аврааму.
завет Свой. См. Введение: Характерные особенности и темы. Завет, о котором здесь говорится, — это завет с Авраамом (ст. 9).
104:9 Аврааму. См. Быт 12:1−3; гл. 15; 17.
Исааку. Господь заново скреплял узы завета с каждым из потомков Авраама (см. Быт 26:3).
104:11 дам землю Ханаанскую. См. Быт 15:17−20.
104:12 пришельцами. Авраам, Исаак и Иаков жили в земле обетованной, однако оставались в ней пришельцами, скитаясь по всему Ханаану.
104:14 возбранял о них царям. См. Быт 12:17.
104:15 пророкам Моим. Об Аврааме как о пророке говорит Быт 20:7.
104:16−22 В Египте Господь наделил Иосифа властью.
104:16 призвал голод. Создатель псалма обращается к истории Иосифа (Быт, гл. 37; 39−50). В данном случае речь идет о голоде, наступление которого Бог предвозвестил устами Иосифа (Быт, гл. 41). Господь устроил все таким образом, чтобы Иосиф смог достигнуть власти и «сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:20).
104:23 пришел Израиль в Египет. См. Быт, гл. 46.
в землю Хамову. Т.е. в Египет.
104:28 Послал тьму. Псалмопевец придает особое значение девятой казни египетской и упоминает ее первой.
104:29 Преложил воду их в кровь. Первая казнь египетская.
104:30 множество жаб. Вторая казнь египетская.
104:31 пришли разные насекомые, скнипы. Речь идет соответственно о третьей и четвертой казнях, однако здесь они предстают объединенными в одну.
104:32 послал на них град. Псалмопевец пропускает пятую и шестую казни; казнь градом следовала седьмой.
104:34 пришла саранча. Восьмая казнь египетская.
104:36 поразил всякого первенца. Десятая, последняя, казнь, после которой фараон позволил израильтянам покинуть Гесем.
104:37 с серебром и золотом. Из этого стиха можно уяснить величие милости и щедрот Господних. Пребывая в Египте, порабощенные израильтяне немногое могли назвать своим. Однако Господь Своими казнями вселил такой страх в сердца египтян, что они не только отпустили евреев из рабства, но и вручили им большое богатство, лишь бы те быстрее покинули Египет (Исх 12:33−36). В сущности, это богатство было заработано евреями рабским трудом.
104:40 хлебом небесным насыщал их. Т.е. манной. Господь по милости Своей не только вывел евреев из Египта, но и хранил их в пустыне, предоставляя им пищу и питье.
104:42 святое слово Свое к Аврааму. Среди обетовании завета Божиего с Авраамом было и обещание сделать Израиль «великим народом» (Быт 12:2).
104:44 дал им земли народов. Псалмопевец имеет в виду завоевание евреями Ханаана.
104:45 чтобы соблюдали уставы Его. Отношения завета, связывающие Бога с Его народом, установил и охраняет Сам Бог. Люди же обязаны с благоговением хранить Его заповеди и следовать Его воле, запечатленной в законе.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 104