13:1−31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13:1−3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13:4−14), начинает снова соблюдать субботу (13:15−22) и отвергает смешанные браки (13:23−31).
13:1−3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10:28−29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13:23−31).
13:1 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4−6).
13:3 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10:1−27).
отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10:28−29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд 4:3).
13:4−14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10:39), нарушено (13:11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10:37−39; 13:8,10). Такое положение дел должно быть исправлено.
13:4 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3:1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.
комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10:37−39.
Товии. См. ком. к 2:10.
13:5 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10:39), забота о доме Бога была забыта.
13:6 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5:14.
Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд 5:13).
13:8 выбросил. Ср. Мф 21:12−13.
13:10 части левитам. Ср. 10:37. Левиты не владели землей (Чис 18:20−24; Втор 14:29; 18:1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор 18:8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд 8:15−20). См. Мал 2:17; Мал 3:13−15.
13:11 Я сделал... выговор. См. ком. к 5:7.
оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10:39).
13:12 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10:37.
13:13 верными. См. Деян 6:1−5 и 1Кор 8:16−21.
13:14 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1:8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5:19).
13:15−22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10:31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9:14).
13:15 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10:31), но теперь нарушает его.
13:16 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10:31.
13:17 я сделал выговор. См. 10:31 и ком.
13:19 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф 4:16), а иногда — от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.
13:21 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).
13:22 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1:8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).
13:23−30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10:31); это нарушение должно быть исправлено.
13:23 взяли себе жен. Ср. 10:30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд 9:1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд 4:3).
Азотянок. См. ком. к 4:7−8.
Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт 19:36−38.
13:25 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.
рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд 9:3; ср. Ис 50:6).
чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд 10:3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких
13:26 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: «Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы».
13:28 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев 21:14), и к тому же, Санаваллат — враг иудеев (2:19; 4:1; 6:1).
13:29 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4:4−5).
13:31 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10:34).
Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12:27−47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10:30−39). Заключительная часть дает понять, что «дом Бога», о котором говорится в Езд 1:2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу «дома Бога» предстоит стать реальностью во Христе (Евр 3:1−6; Еф 2:21−22; Еф 4:16).
комментарии Женевской Библии на книгу Неемии, 13 глава