11:1 — 12:47 Иерусалим вновь заселен жителями окрестных городов (11:1−36), стены города освящены (12:27−43). В 12:1−26 перечень священников и левитов приводится для того, чтобы показать, то те, кто производил освящение стен, имел право это делать. Согласно требованию закона, Израиль предпринимает меры по снабжению священников и левитов всем необходимым (12:44−47).
11:1 бросили жребии. См. 10:30−39 (ср. ст. 34).
одна из десяти частей. Заселение Иерусалима десятой частью народа — первый шаг в деле попечения о доме Божием.
святой город. Это словосочетание, помимо данного места, встречается только в 11:18; Ис 48:2; Ис 52:1. Святость имеет свойство распространяться от святых сосудов (Езд 1:7; ср. 8:28) на священников (Езд 8:28), на народ (Езд 9:2), на место святыни или святилище (Езд 9:8), на ворота (3:1), на субботу (9:14) — таким образом, что в конце концов весь город оказывается святым, т.е. тем «домом Божиим», который повелел построить Бог (Езд 1:2 и ком.). Теперь, когда возведение «дома Божиего» завершено, можно приступать к освящению стен (12:27−43).
11:2 добровольно согласились. Здесь, по всей вероятности, речь идет не о какой-то иной, помимо отобранной по жребию группе переселенцев, но о том, что те, на кого пал жребий, подчинились с радостью и воодушевлением.
11:4−9 сыновей Иуды... сыновья Вениамина. См. ком. к Езд 1:5.
11:23 от царя. Имеется в виду либо Давид (12:24; 1Пар 25), либо Артаксеркс (Езд 7:21−24).
11:25−36 В этом перечне фигурируют те, кто поселился в окрестностях Иерусалима. Ср. Езд 2:21−35.
комментарии Женевской Библии на книгу Неемии, 11 глава