10:1−27 Перечисляются предводители народа, возобновившие завет. На первый взгляд странным кажется отсутствие имени Ездры. Его задача успешно выполнена — народ сам, без его участия, читает закон и все понимает.
10:1 Приложившие печати. Фигурирующие в этом перечне люди по большей части неизвестны, следовательно, не только выдающиеся вожди, а весь народ Божий, как единое целое, необходим для исполнения Божественного искупительного замысла.
10:28−29 Остальные из возобновивших завет называются не по именам, а в составе соответствующих общественных групп.
10:29 вступили в обязательство с клятвою и проклятием. То, что клятва произносится народом, указывает на отличие Моисеева завета от завета, заключенного с Авраамом, при котором клятвенные обещания давал Бог (9:15; ком. к Езд 10:5).
по закону Божию. См. ком. к 8:1.
10:30−39 Излагаются условия, соблюдение которых со стороны Израиля необходимо для сохранения завета.
10:30 не отдавать дочерей своих. См. Исх 34:15−16; Втор 7:3−4. Браки с выходцами из не знавших завета народов на всем протяжении истории Израиля представляли собой серьезную проблему (ком. к Езд 4:3).
10:31 в субботу. См. Исх 20:8−11; Втор 5:12−15, а также ком. к 9:14.
в седьмой год. См. Исх 23:10−11; Лев 25:1−7.
10:32 по трети сикля. Исх 30:13−14 предписывает давать на нужды храма по половине сикля в год; разница, по всей вероятности, объясняется тем, что при персидском владычестве действовала иная денежная система.
10:33 хлебы. См. Лев 24:5−6.
предложения. См. Лев, гл. 1−7.
10:34−36 Излагаются обязательства священников и левитов.
10:35 начатки. См. Втор 26:1−11.
10:36 первенцев. См. Исх 22:29−30.
10:37−39 Заканчивается перечисление обязательств, возлагаемых на весь народ.
10:37 десятину. См. Лев 27:30−33.
10:39 не оставим дома Бога нашего. Восстановление дома Божиего — одна из основных тем Ездры-Неемии.
комментарии Женевской Библии на книгу Неемии, 10 глава