8:1−14 В 538 г. до Р.Х. после указа Кира не все пленники возвратились на родину. Примерно восемьдесят лет спустя вместе с Ездрой в Иерусалим и Иудею пришла вторая партия переселенцев, существенно уступавшая по численности первой.
8:15 у реки, втекающей в Агаву. Что это за место — неизвестно.
из сынов Левия никого там не нашел. Ездра хотел видеть в числе своих спутников побольше левитов, поскольку они нужны были для служения в храме (ст. 17), в частности, для участия в жертвоприношениях. С другой стороны, он хотел, чтобы левиты присутствовали среди переселенцев, направлявшихся в землю обетованную, еще и потому, что так было во время исхода из Египта и при возвращении из вавилонского пленения первых отпущенных на родину евреев (см. ком. к 1:2).
8:16 послал я позвать. Ездра отобрал группу влиятельных лиц, которым поручил убедить нескольких левитов последовать за ним.
8:17 главному в местности Касифье. Расположение этой местности достоверно не установлено, но с достаточной степенью вероятности ее можно отождествить с Ктесифоном, областью у реки Тигр к северу от Вавилона. То обстоятельство, что слово «местность» в более ранние времена имело значение «святое место» (Втор 12:5; Иер 7:2−3), позволяет предположить, что в Касифье находилось место поклонения. Как известно, одно из таких иудейских мест поклонения в те времена было расположено в Элефантине, в Египте. Очевидно, что поблизости должно было жить много левитов; поэтому Ездра и отправил своих послов именно в Касифью. Иддо, в таком случае, был начальствующим в богослужениях.
8:18 благодеющая рука Бога нашего. Ездра не устает повторять, что успехами своими он всецело обязан заботе Всевышнего (см. ком. к 7:6). Послы Ездры убедили присоединиться к переселенцам тридцать восемь левитов и двести двадцать служителей при храме. Подобно тому как раньше Господь возбудил дух Кира (1:1), первых переселенцев (1:5) и Артаксеркса (7:27), Он и теперь побудил левитов ответить на призыв Ездры.
8:21 пост. Пост, в данном случае, выражает смирение с целью обратиться с прошением к Богу (2Пар 20:3).
благополучного пути. Помимо прочих опасностей путешественникам угрожали нападения грабителей (ст. 31).
8:22 мне стыдно было. О том, что все в мире находится под Божиим контролем, Ездра свидетельствовал не только перед священниками, но и перед Артаксерксом. Он выглядел бы лицемером, если бы попросил царя о предоставлении вооруженной охраны. Ср. Неем 2:7−9.
8:23 Он услышал нас. Ответ Бога не был облечен в словесную форму, но выразился на деле в помощи путешественникам (ст. 31−32).
8:25 пожертвовали царь... там находившиеся. Перечисленные пожертвования столь велики, что некоторые толкователи подвергают сомнению их реальность. Персидские цари, однако, славились своим безмерным богатством и великодушным отношением к религиям покоренных народов. Кроме того, в Вавилоне к тому времени проживало множество состоятельных еврейских семейств.
8:28 святыня Господу. Святость — атрибут Бога (Лев 19:2), но она распространяется также на всех людей и предметы, которые были Ему посвящены, и особенно на священников (Лев 21:6), на левитов (Чис 3:11−13) и на храмовую утварь (Исх 30:22−29). Во избежание осквернения святыни Ездра настоятельно призывает священников и левитов к бдительности.
8:31 в двенадцатый день. В 7:9 говорится, что переселенцы отправились в путь в первый день. Расхождение это объясняется задержкой отправления: необходимо было призвать отсутствовавших среди спутников Ездры левитов.
рука Бога нашего была над нами. Ездра вновь подчеркивает, что его успех является результатом заботы Всевышнего.
8:32 пробыли там три дня. Ср. Неем 2:11; ср. Нав 3:2.
8:33−34 мы сдали весом. Молитвы и пост не остались безрезультатными: Бог обеспечил благополучную доставку всего имущества в Иерусалим.
8:35 принесли во всесожжение. В жертву принесено все, что было припасено для этой цели (7:17). Тем самым знаменуется благополучное завершение предприятия.
Времена Ездры, Неемии и Есфири (Кина Ездры 8:36).
комментарии Женевской Библии на книгу Ездры, 8 глава