21:1 Иорам. В 853−848 гг. до Р.Х. Иорам был соправителем Иосафата (4Цар 1:17; 3:1), а затем в 848−841 гг. до Р.Х. царствовал единолично.
21:2−20 Летописец повествует о царствовании Иорама подробнее, чем книга Царств (4Цар 8:16−24), и, тем не менее, относится к этому царю так же отрицательно, как и автор книги Царств. Иорам стал убийцей собственных братьев (21:2−7); против его власти восстали Едом и Ливна (21:8−10); более того, Иорам оставил своего Бога и обратился к языческим божествам (21:11); пророк Илия предрек царю Божий суд, и его слова исполнились (21:12−20). Представляя события именно таким образом, летописец преследует двоякую цель: предостеречь читателей от отступничества, а также внушить им уверенность в том, что, несмотря на беззаконие отдельных царей, милость Божия останется навсегда с родом Давида (см. ком. к 1Пар 17:13−14).
21:2−7 В книге Царств, на которую опирается летописец, не содержится сведений об убийстве Иорамом своих братьев (21:2−4; ср. 2Пар 21:5−10 с 4Цар 8:16−23). Летописец же показывает, что правление этого царя началось с проявления беззакония и восстания против Бога.
21:5 восемь лет царствовал. Имеются в виду восемь лет царствования Иорама в качестве единоличного правителя (см. ком. к 21:1).
21:8−10 То обстоятельство, что Иорам был неугоден Богу, получило очевидное выражение в успешном восстании двух племен против его власти.
21:8 Едом. Иосафат подчинил себе Едом, потому что полагался на Бога (20:1−30). Иораму же этого сделать не удалось.
21:10 до сего дня. См. ком. к 1Пар 4:43.
Ливна. Эта область располагалась между Иудеей и землями, заселенными филистимлянами.
потому что он оставил Господа Бога отцов своих. Летописец объясняет, что восстание против власти Иорама явилось следствием отступничества царя (см. ком. к 21:2−20).
21:11−20 Летописец добавляет эти стихи, отсутствующие в книге Царств, желая показать степень падения Иорама.
21:11 высоты устроил он. Аса и Иосафат не уничтожили до конца языческие «высоты» (см. ком. к 17:6); Иорам же устраивает новые (ср. 28:25).
ввел в блужение. Это может иметь буквальное значение, как участие в блуде в языческих ритуалах, или образное, как духовная неверность (1Пар 5:25).
21:12 от Илии. Единственное упоминание о пророке Илии в книгах Паралипоменон. Ср. 3Цар 17 — 4Цар 2.
21:20 восемь лет царствовал. См. ком. к ст. 5.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 21 глава