18:1 — 19:3 В данном случае летописец следует 3Цар 22:1−28, добавляя от себя начало (18:1−2) и конец (19:1−3) рассказа, а также опуская подробности гибели Ахава (3Цар 22:36−40). В отличие от первого периода царствования (17:3), Иосафат теперь находится под Божиим гневом за то, что, пренебрегая предупреждением пророка, вступил в союз с северным царством (см. ком. к 16:2 и 20:20). Этот раздел делится на две части: вопрошание пророков (18:1−27) и битва (18:28 — 19:3).
18:1 много богатства и славы. См. 17:5 и ком. к 17:1−19.
породнился он с Ахавом. Имеется в виду женитьба сына Иосафата Иорама на дочери Ахава Гофолии (21:6; 22:2). По книге Царств деятельность Ахава отличалась крайними проявлениями отступничества (3Цар 16:30). Ср. 19:1−3, а также см. ком. к 16:2.
18:2 склонял его. Соответствующее древнееврейское выражение встречается также и в значении «склонять к отступничеству», «сбивать с пути истинного» (Втор 13:6; 1Пар 21:1).
Рамоф Галаадский. Этот город, располагавшийся к востоку от Иордана, со времен Моисея принадлежал Израилю (Втор 4:43; Нав 20:8). Венадад в свое время обещал вернуть его Израилю, но обещания не выполнил (3Цар 20:34).
18:4 вопроси... что скажет Господь. См. ком. к 7:14.
18:7 вопросить Господа. См. ком. к 7:14.
18:16 всех сынов Израиля. См. ком. к 10:1.
18:19−22 Предстающая из слов Михея картина совета, который Бог держал с духами на небесах (ср. Иов 1:6−12; Ис 6:1−8; Зах 3:1−10), свидетельствует о том, что и зло не находится за пределами суверенности Бога.
18:28 И Ровоам (11:4), и Аса в первой из своих битв (15:1−8) поступали согласно словам пророков, Иосафат же пренебрег предостережением Михея и, в результате едва не погиб (18:31). См. ком. к 20:20.
18:31 Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог отвел преследователей от царя. В традиционном (масоретском) тексте 3Цар 22:32: «И закричал Иосафат». В некоторых версиях Септуагинты (древнегреческого перевода ВЗ) эта фраза продолжена: «и Господь помог ему». Отсюда следует, что слова о Божией помощи Иосафату могут и не принадлежать летописцу, а быть заимствованными им из книги Царств. В любом случае в них отразился важный аспект мировоззрения летописца. Хотя Иосафат и отвернулся от Господа, Он по милости Своей не оставил царя, когда тот в отчаянном положении возопил к Нему.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 18 глава