Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Ранняя еврейская традиция признавала Ездру автором Паралипоменона. Однако весьма сомнительно, чтобы написание книги относилось ко времени Ездры (см. Время и обстоятельства написания). Общепринято мнение, что книга написана неизвестным автором, который создал свой труд по истории Израиля и Иудеи на основании богатого литературно-исторического материала (напр., книг царств), а также нелитературных источников (см.: Первая книга царств. Введение: Автор).

Время и обстоятельства написания

Книги Паралипоменон были написаны для вдохновения и ободрения переселенцев, возвратившихся из вавилонского плена, и утверждения их в нормах и традициях, свойственных народу Божию, живущему в земле, обетованной их предкам. Трудно с полной определенностью сказать, в какие именно годы этого восстановительного периода была написана книга, хотя некоторые упомянутые в ней социально-политические особенности характерны для первых групп переселенцев, возвратившихся на родину (см., напр., 1Пар 3:17−24), и могут быть соотнесены с периодом после служения Ездры и Неемии — около 400 г. до Р.Х. (см.: Первая книга Паралипоменон. Введение).

Характерные особенности и темы

Книги Паралипоменон излагают историю Израиля и Иудеи, чтобы таким образом дать богословски обоснованный ответ на три фундаментальных вопроса, вставших перед евреями, возвратившимися из плена: 1) как определить, кто является наследниками Божиего обетования после изгнания из земли обетованной и возвращения в нее; 2) что произошло с их главными политическим и религиозным установлениями — престолом Давида и храмом — и какие взаимоотношения будут между ними в постпленный период; 3) как людям осмыслить опыт пленения и возвращения на родину в свете Божиего закона и благодати, Его суда и прощения. Рассмотрение этих вопросов, начатое в Первой книге Паралипоменон, продолжает вторая книга.

Объединенное царство (1Пар 9:35 — 2Пар 9:31). Летописец рассматривает царствования Давида и Соломона как период славы Израиля. Сосредоточивая внимание на положительных качествах этих царей, он умалчивает об их недостатках и ничего не говорит об обрушивавшихся на них напастях, о которых рассказывают книги царств (см. ком. к 1:1 — 9:31; 1Пар 11:1 — 29:30). Как известно, Давид и Соломон царствовали над всеми землями и коленами Израиля (см. ком. к 1Пар 11:1). Своим мудрым правлением (2:11; 9:8; 1Пар 14:2) и попечением о храме (7:11−22; 1Пар 22:1) они способствовали процветанию Израиля.

Этот период объединенного царства служил основой для надежд, которые питала восстановленная после плена община. Род Давидов и Иерусалимский храм были избраны Богом в качестве орудия благословения Его народа во всех его поколениях.

Но благословение это можно получить только при соблюдении определенных условий. В качестве образца для подражания летописец представил фигуры Давида и Соломона. По примеру этих царей восстановленная община должна была следовать идеалам объединенного царства. Основными условиями получения Божиего благословения являлись смиренное и полное упование на Господа, сохранение царской линии рода Давидова и попечение о храме.

Разделенное царство (10:1 — 28:26). Повествуя о том периоде истории Израиля, который начался царствованием Ровоама и окончился царствованием Ахаза, летописец основное внимание уделяет событиям, происходившим в Южном царстве — Иудейском. Черпая сведения из книг царств, он тем не менее опускает многое из того, что в них сказано о царстве Израильском, будучи убежден, что наиболее важные исторические события происходили именно в Иудее, где сохранялось правление царей из рода Давидова и где находился храм.

Царей, правивших в этот период, летописец оценивает с точки зрения приверженца объединенного царства, применяя в отношении их следующие критерии (см. Характерные особенности и темы: Благословение и суд Божий): хранил ли тот или иной царь верность Закону Моисееву; стремился ли сохранить порядок храмового богослужения в том виде, в каком он был установлен при Давиде и Соломоне; прислушивался ли к поучениям священников и пророков; надеялся ли на поддержку иноземных союзников или же со смирением и молитвой искал Бога. Одних царей летописец оценивает отрицательно (израильских царей: Иорама, 21:4−20; Охозию, 22:1−9; Ахаза, 28:1−27); других — положительно (иудейских царей: Авию, 13:1 — 14:1; Иоафама, 27:1−9). В большинстве случаев в правлении каждого из царей он выделяет с одной стороны — годы, отмеченные верностью завету, а с другой — годы отступничества (иудейские цари: Ровоам, 10:1 — 12:16; Аса, 14:2 — 16:14; Иосафат, 17:1 — 21:3; Иоас, 22:10 — 24:27; Амасия, 25:1−28; Озия, 26:1−23).

Обо всем этом летописец рассказывает с целью показать, что условия существования Израиля всегда зависели от того, насколько он оставался верен идеалам объединенного царства. Такой верности неизменно сопутствовало Божие благословение, в то время как отвернувшийся от Бога столь же неизменно бывал наказан. Победа, благоденствие и процветание были с теми, кто искал Господа; тех же, кто забывал о Нем, преследовали поражения, смуты и болезни (см. Характерные особенности и темы: Благословение и суд Божий).

Эта часть исторического повествования объясняет членам восстановленной после плена общины их положение и определяет необходимый образ действий. Подобно тому, как некогда иудейские цари испытывали на себе Божий гнев за неверность завету, так и община наказывается трудностями за то же самое. Испытания эти были вызваны не нарушением Господом Его заветных обетовании, а несоблюдением обязательств перед Ним самой общиной.

Воцарением Езекии открывается новая эпоха истории Израиля. Летописец рисует этого царя в образе нового Давида/Соломона, поскольку он сплотил всех верных сынов Израиля и Иудеи вокруг престола Давидова, восстановив храмовое богослужение и празднование в храме Пасхи (см. ком. к 29:1 — 36:23). Однако и этому объединившемуся народу пришлось не раз пережить периоды падения, каковыми стали времена отступничества Манассии (33:1−10), нечестивое царствование Амона (33:21−25) и эпоха последних перед вавилонским пленением царей (36:2−14). И все же после каждого из таких падений Бог по милости Своей восстанавливал народ: Манассия раскаялся и был возвращен на царство (33:11−17), за нечестивым царствованием Амона последовали благотворные преобразования Иосии (34:3 — 35:19), а пленники в конце концов возвратились на родину (36:22−23).

Эта часть произведения летописца также должна была вселить в читателей надежду. Трудности, переживаемые вновь объединившимся царством, отступали. Стоило народу Божиему покаяться, как Бог снова возвращал ему Свое благословение. Летописец напоминал читателям, что милость Божия распространяется и на них, что и им также будет сопутствовать Его благословение. Описанные им события, кроме того, объясняли, каким должен быть народ, который стремился полностью восстановить царство после возвращения из плена: такому народу надлежало со смирением обратиться к Богу и жить, храня верность Ему.

Первоначально книги Паралипоменон заглавия не имели. В еврейской традиции они именуются словом, обычно переводимым как «летопись» или «события дней». Это слово часто фигурирует в книгах царств с уточнением, какая именно летопись имеется в виду (см., напр., 3Цар 14:29). В других местах Ветхого Завета оно встречается без каких-либо уточнений (Неем 12:23; Есф 2:23; Есф 6:1). В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) эти книги названы «то, что было пропущено» (Паралипоменон) и рассматриваются как дополнение к историческому повествованию книг царств. Иероним, а вслед за ним и Лютер называли их «летописью всей священной истории». К такой формулировке и восходит принятое в наше время на Западе заглавие этих книг: Первая и Вторая книги хроник.

Содержание

II. Объединенное царство (1Пар 9:35 — 2Пар 9:31)

А. Саул (9:35 — 10:14)

1. Родословие (9:35−44)
2. Кончина (10:1−14)

Б. Давид (11:1 — 29:30)

1. Давиду оказывается всеобщая поддержка (11:1 — 12:40)
2. Приготовления к возведению храма (13:1 — 29:30)

а) централизация богослужения (13:1 — 16:43)
б) Давид получает повеление начать приготовления к строительству храма (гл. 17)
в) войны Давида (18:1 — 20:8)
г) избрание места для будущего храма (21:1 — 22:1)
д) назначение строителей (22:2−19)
е) распределение служащих при храме (23:1 — 27:34)
ж) всенародное празднование и завещание Соломону построить храм (28:1 — 29:30)

В. Соломон (1:1 — 9:31)

1. Его мудрость и богатство (гл. 1)
2. Помощь соседей (гл. 2)
3. Строительство и украшение храма (3:1 — 5:1)
4. Освящение храма (5:2 — 7:10)
5. Явление Господа Соломону (7:11−22)
6. Завершение устроения храма (8:1−16)
7. Международное признание (8:17 — 9:12)
8. Мудрость и богатство (9:13−28)
9. Кончина (9:29−31)

III. Разделенное царство (10:1 — 28:26)

А. Ровоам (10:1 — 12:16)
Б. Авия (13:1 — 14:1)
В. Аса (14:2 — 16:14)
Г. Иосафат (17:1 — 21:1)
Д. Иорам (21:2−20)
Е. Охозия (22:1−9)
Ж. Иоас (22:10 — 24:27)
З. Амасия (гл. 25)
И. Озия (гл. 26)
К. Иофам (гл. 27)
Л. Ахаз (гл. 28)

IV. Воссоединенное царство (29:1 — 36:23)

А. Езекия (29:1 — 32:33)
Б. Манассия (33:1−20)
В. Амон (33:21−25)
Г. Иосия (34:1 — 36:1)
Д. Наследники Иосии (36:2−14)
Е. Вавилонский плен и освобождение из него (36:15−23)

комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, введение

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.