Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 3 глава

Новой Женевской Библии


3:1 породнился с фараоном. Дочь какого именно фараона взял в жены Соломон, неизвестно. Однако, зная, что основатель XXII династии фараон Шешонк I (библейский Сусаким) вторгся в Израиль в царствование сына Соломона Ровоама (14:25−26), можно заключить, что в данном стихе имеется в виду один из двух последних фараонов XXI династии — Сиамун (978−959 гг. до Р.Х.) или Псесеннес II (959−945 гг. до Р.Х.). Этот брачный союз свидетельствует об укреплении международного престижа Израиля в эпоху единого царства.

3:2 приносил жертвы на высотах. Т.е. в святилищах, расположенных на вершинах холмов. Когда израильтяне пришли в Ханаан, они должны были разрушить святилища местных языческих народов (Чис 33:52; Втор 7:5; Втор 12:3). Вместо них им надлежало воздвигнуть святилища и жертвенники истинному Богу (Исх 20:24; Суд 6:24; Суд 13:19; 1Цар 7:17; 1Цар 9:12−13). Богослужения и жертвоприношения Господу во множестве разных святилищ считались в Израиле допустимыми до тех пор, пока не было построено главное и единственное святилище (Втор 12).

3:3 по уставу. Т.е. по закону Моисееву. См. ком. к 2:3.

но и он. Повествование вновь вернется к теме жертвоприношений Соломона на высотах (11:1−13), поскольку, даже воздвигнув «дом Господень», царь не оставил этого обычая.

3:4 в Гаваон. См. Нав 9.

главный жертвенник. Согласно книгам Паралипоменон, на вершине холма в Гаваоне находилась скиния с древним жертвенником (1Пар 21:29; 2Пар 1:3).

Тысячу всесожжении. Всесожжение было самым распространенным в Израиле видом богослужения; оно могло свершаться в знак благодарности Господу или в искупление вины перед Ним. При всесожжении туша животного полностью сжигалась на жертвеннике, за исключением шкуры, которая доставалась священнику (Лев 7:8).

3:5 во сне. Это явление Господа Соломону знаменует начало первого важного периода его царствования. О явлениях Господа и откровениях во сне см. Быт 26:24; Быт 28:11−12; Быт 31:11; Быт 46:2; Чис 12:6; Суд 7:13; Дан 2:4; Дан 7:1; Мф 1:20; Мф 2:12,22.

3:7 отрок малый. Соломону, родившемуся примерно в середине царствования Давида, к моменту восхождения на престол было около двадцати лет. Он был молод и неопытен, но обладал достаточным смирением, чтобы признать это (Иер 1:6).

3:8 народа столь многочисленного. Со времени исхода из Египта население Израиля непрерывно росло, что соответствовало обетованиям Господа Аврааму сделать потомство его, «как песок земной» (Быт 12:2; Быт 13:16; Быт 22:17−18) и Иакову «умножить семя.., как звезды небесные» (Быт 32:12).

3:9 даруй... сердце разумное. Соломон просит у Господа мудрости, дабы справедливо править народом Израиля (ср. Втор 1:9−18).

различать, что добро и что зло. См. Быт 3:22; Быт 31:24,29; 2Цар 13:22.

3:10 И благоугодно было Господу. Соломон сделал угодное Господу, попросив у Него мудрости, а не долгой жизни, здоровья себе или смерти своим врагам (ст. 11), как поступил бы на его месте любой другой владыка.

3:12 так что подобного тебе не было прежде тебя. В истории Израиля никто не превосходил Соломона мудростью (4:29−34; 5:7; 10:6−9).

3:13 богатство и славу. Соломон так угодил Господу своей бескорыстной просьбой, что Он, помимо мудрости, даровал царю и то, о чем тот не просил (ср. 10:23).

3:14 и если будешь ходить путем Моим... Я продолжу и дни твои. В отличие от остальных щедрых даров, долголетие могло быть даровано Соломону лишь при условии соблюдения им определенных обязательств.

3:15 И пошел он в Иерусалим... пред ковчегом завета... всесожжения... жертвы мирные. Соломон выражает благодарность Господу за оказанные милости, свершая жертвоприношения (Лев 3; см. ком. к 3:4) перед ковчегом, главным символом союза между Богом и Его народом (Исх 37:1−9).

3:16 пришли... к царю. На древнем Ближнем Востоке считалось, что в некоторых случаях для разбирательства того или иного дела можно обратиться к царю, и царь должен выслушать обратившихся к нему (2Цар 14:4−21; 2Цар 15:1−6; 2Цар 19:8). Т.е. царь нес ответственность перед своим народом.

3:25 и отдайте половину одной и половину другой. По ближневосточной традиции, если судья не мог определить законного владельца оспариваемого имущества, он должен был разделить это имущество поровну между спорщиками (Исх 21:35). Остроумно предложив традиционный способ разрешения спора, Соломон безошибочно определил, кто из двух женщин действительно является матерью ребенка.

комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 3 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.