22:1 три года, и не было войны между Сириею и Израилем. Эти три года мира последовали за описанной в 20:1−34 двухлетней войной между Ахавом и Венададом. В этот период сирийским царем Венададом II, израильским царем Ахавом и десятью другими царями была создана коалиция, призванная объединенными силами остановить продвижение на запад ассирийцев под предводительством Салманасара III. В 853 г. до Р.Х. у города Каркар на реке Оронт разыгралось решающее сражение. Согласно ассирийским источникам, Ахав выставил на поле боя две тысячи колесниц и десять тысяч пеших воинов, т.е. гораздо больше, чем кто-либо другой из членов антиассирийской коалиции. Те же самые ассирийские источники утверждают, что победа в этом сражении досталась Салманасару. Утверждение это, однако, представляется в высшей степени сомнительным, поскольку, отступив от Каркара, ассирийцы в течение четырех лет не решались повторить экспансию. К исходу третьего года мира с Сирией Ахав изменяет союзу с Венададом, заключая договор с царем иудейским.
22:2 Иосафат, царь Иудейский. См. ст. 41−50; 4Цар 3:7−27.
22:3 Рамоф Галаадский. Город в сорока пяти километрах к востоку от Иордана, вблизи от реки Иармук. Рамоф Галаадский был захвачен израильтянами при завоевании ими Ханаана (4:13; Втор 4:43; Нав 20:8), и теперь Ахав решает, что настало время отбить его у овладевших им позднее сирийцев (ст. 4).
22:4 как ты, так и я. Используя выражения, характерные для дипломатического языка своего времени, Иосафат говорит о готовности совместно с Ахавом выступить против Сирии. При этом Иосафат оказывается как бы в подчинении у царя израильского, указывающего, что и как ему делать (ст. 30). Данный договор знаменовал собой решительный поворот во внешней политике не только Израиля, но и Иудеи, которая в правление Асы (15:7−23) стала союзницей Сирии в борьбе против северян. Свои дружественные отношения с Иудеей Ахав скрепил династическим браком — отдав дочь Гофолию за сына царя иудейского (4Цар 8:18,26). Но поскольку Гофолия была ревностной поклонницей Ваала, этот брак в значительной степени способствовал насаждению в Иудее культа этого божества (4Цар 11:1−20).
22:5 спроси сегодня, что скажет Господь. См. 1Цар 23:1−4; 2Цар 2:1; 4Цар 3:11; 2Пар 20:3−17.
22:6 пророков, около четырехсот человек. Пророки, чьи речи и деяния записаны в Священном Писании, составляют лишь малую часть людей, которые считались пророками в ветхозаветные времена (18:19; 4Цар 3:13; Иер 28).
Они сказали: иди. Многие из израильских пророков были готовы идти против истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т.е. царям (Иер 28:1−4; Ам 7:10−13).
22:7 нет ли здесь еще пророка Господня. Иосафат совершенно справедливо опасается полагаться на слова своих пророков.
22:8 он не пророчествует о мне доброго. По словам Иеремии, к пророкам, чьи предсказания сулят народу только хорошее, следует относиться с осторожностью (Иер 28:8−9; Иер 29:8−9).
Михей, сын Иемвлая. Михей в переводе с древнееврейского означает «Кто подобен Иегове?». Этого пророка, упоминаемого только в данном месте, не следует путать с пророком Михеем, имя которого носит одна из книг Библии.
22:11 Седекия. Это был один из тех пророков, для которых важнее всего было угодить Ахаву (см. ком. к ст. 6).
железные рога. Железные рога, которыми Ахаву предстояло «избодеть Сириян», символически представляли силу Израиля, достаточную для победы над Сирией (Втор 33:17; Зах 1:18−21). В связи с символическими действами пророков см. также 11:30.
22:14 жив Господь. См. ком. к 1:17.
22:15 иди, будет успех. Михей саркастически обыгрывает слова говоривших перед ним пророков, и Ахав понимает это.
22:17 я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам. Взору Михея предстает разбитое и, за отсутствием вождя, неуправляемое израильское войско.
22:22 я выйду и сделаюсь духом лживым. Один из небесных духов вызывается внушить четыремстам пророкам речи, которые бы толкнули Ахава на смертельное для него военное предприятие и тем самым способствовали бы исполнению Божией воли (см. 1Цар 16:14−16; Иов 1:12; 2:6; Гал 1:6−9; Иер 14:14−16; Иер 23:16,26; Иез 14:9).
22:25 будешь бегать из одной комнаты в другую. Когда станет известен исход битвы, Седекия, как произнесший ложное пророчество, вынужден будет скрываться от гнева приближенных Ахава.
22:30 я переоденусь. Переодевание Ахава свидетельствует о том, что он в конце концов поверил пророчеству Михея.
а ты надень твои царские одежды. Со свойственным ему цинизмом Ахав предлагает Иосафату надеть царские одежды в надежде, что царем, которому предстоит пасть в сражении (ст. 17), станет не он, а царь иудейский.
22:31 с одним царем Израильским. Гибель Ахава означала бы полную победу сирийцев, поскольку лишенное предводителя израильское войско уже не могло бы оказать сопротивление противнику. См. 22:17.
22:38 псы лизали кровь его. Таким образом, частично сбылось предсказание Илии (21:19; см. 4Цар 9:25−26).
блудницы. Возможно, имеются в виду женщины, занимавшиеся культовой проституцией при капище Ваала.
22:39 дом из слоновой кости, который он построил. При раскопках в Самарии были обнаружены фрагменты инкрустации из слоновой кости, возможно относящиеся к периоду царствования Ахава. Хотя столь дорогие украшения и свидетельствовали о благосостоянии правителя и его страны, пророк Амос осуждал их как излишество.
города, которые он строил. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в период, совпадающий с царствованием Ахава, города Самария и Мегиддон подверглись значительной перестройке.
в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.
22:41 в четвертый год Ахава. Если Иосафат, как полагают некоторые исследователи, действительно в течение трех лет являлся соправителем своего отца Асы, это значит, что воцарился он в 869 г. до Р.Х.
22:42 двадцать пять лет царствовал. Т.е. с 872 по 848 г. до Р.Х.
22:43 делая угодное пред очами Господними. Иосафат — один из тех царей Иудеи, которые получают вполне положительную оценку автора Третьей и Четвертой книг Царств.
Только высоты не были отменены. См. ком. к 3:2.
22:44 Иосафат заключил мир с царем Израильским. На протяжении первого периода существования двух царств между ними шли практически непрерывные военные действия, договор же Иосафата с Ахавом ознаменовал начало периода мирных отношений между Иудеей и Израилем (4Цар 8:18,26).
22:45 подвиги его. См. 4Цар 3:7−27; 2Пар 17:1; 20.
в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41.
22:46 остатки блудников. См. ком. к 14:24.
22:47 был наместник царский. Идумея, по всей видимости, находилась в вассальной зависимости от Иудеи, и, таким образом, правитель этой области фактически являлся наместником царя иудейского (4Цар 8:20−22).
22:48 сделал корабли на море. Иосафат, как ранее Соломон, предпринял попытку начать собственную морскую торговлю, базой которой должен был служить Ецион-Гавер (9:26−28; 10:22; 2Пар 20:35−37).
Офир. См. ком. к 9:28.
22:49 Охозия, сын Ахава. См. 3Цар 22:51 — 4Цар 1:18.
пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. См. 2Пар 20:35−37.
22:51 в семнадцатый год Иосафата. Т.е. в 853 г. до Р.Х.
царствовал над Израилем два года. Т.е. в 853−852 гг. до Р.Х.
22:52 ходил путем отца своего и путем матери своей. Отцом Охозии был Ахав, а матерью — Иезавель (16:29−34).
путем Иеровоама. См. 12:30.
22:53 он служил Ваалу и поклонялся ему. Охозия исповедовал культ Ваала, насажденный в Израиле Ахавом и Иезавелью (см. ком. к 16:25,31).
комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 22 глава