21:1 в Изреели. Город в тридцати четырех километрах к северу от Самарии. В нем у Ахава, так же как и в Самарии, был дворец (18:45).
21:2 отдай мне свой виноградник. У народов, населявших ханаанскую землю до прихода израильтян, считалось, что владельцем любой собственности в стране является царская семья, лишь передающая эту собственность в пользование своим подданным. Царь естественным образом обладал правом отобрать у любого из подданных все, что ему заблагорассудится. У израильтян понятия о собственности были иными. В частности, хозяином земли для них был Бог (Исх 19:3−8; Лев 25:23), и Он лишь вверял ее в пользование и управление Своему народу (Чис 14:8; Чис 35:33; Втор 1:8; Втор 8:7; Втор 34:1). Таким образом, израильские цари могли распоряжаться собственностью, в том числе земельной, своих подданных с гораздо меньшей свободой, нежели цари языческих народов Ханаана (Втор 17:14−20; 1Цар 8:9−17; 1Цар 10:25). Поэтому Ахав не отбирает силой понравившийся ему виноградник Навуфея, а сначала предпринимает попытку сторговаться с его владельцем (ср. 16:24).
21:3 сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! Когда земля обетованная была поделена между коленами Израиля (Нав 13:6 — 21:45), каждая семья получила свой надел, считавшийся с тех пор даром Божиим. Поскольку виноградник являлся долей Навуфея в наделе его семьи, продать или обменять его значило бы для Навуфея лишить своих потомков доли в наследии предков (Лев 25:23; Чис 27:1−11; Чис 36:1−12).
21:8 написала ... письма к старейшинам и знатным ... живущим с Навуфеем. Иезавель предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто вершил правосудие в Изрееле.
21:9 объявите пост. Предлагая жителям Изрееля объявить пост, Иезавель совместно с Ахавом стремится внушить им мрачные предчувствия, ибо пост часто связан с наступлением периода испытаний или с чьим-либо тяжким грехом (Суд 20:26; 1Цар 7:5−6; 1Цар 14:24; 2Пар 20:3; Иона 3:5,7−9).
21:10 против него посадите двух негодных людей. По израильскому законодательству обвинение в тяжком преступлении должно было быть поддержано показаниями сразу двух свидетелей (Чис 35:30; Втор 17:5−6; Втор 19:15).
которые... бы ... сказали: «ты хулил Бога и царя». Таким образом, двое «негодных людей» обрекли бы ничего не подозревающего Навуфея на смерть, поскольку по израильским законам именно смертью каралась хула на Бога (Исх 22:28; Лев 24:10−16).
21:13 И вывели его за город, и побили его камнями. См. Лев 24:14; Чис 15:35−36. В 4Цар 9:26 сообщается, что убиты были также и сыновья Навуфея, и, таким образом, уже никто не мог в законном порядке претендовать на его виноградник.
21:22 поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама. См. 14:10; 15:29.
и с домом Ваасы. См. 16:1−4,11−13.
21:24 того съедят псы... того расклюют птицы. См. ком. к 14:11.
21:25 не было еще такого, как Ахав. См. ком. к 16:30−33.
21:26 Аморреи. В данном случае этим словом обозначены все народы, населявшие Ханаан до прихода туда израильтян (см. Быт 15:16; Втор 1:7; 2Цар 21:2).
21:27 разодрал одежды свои, возложил на тело свое вретище. Переданный через Илию суд Божий возымел должное воздействие на Ахава. Разрывание одежд и ношение вретища были в Израиле знаками скорби и раскаяния (Быт 37:34; 2Цар 3:31; 4Цар 6:30; Плач 2:10; Иоиль 1:13).
21:29 Я не наведу бед в его дни. Господь не отменяет наказания Ахаву и его дому, о котором говорится в ст. 21−24, но лишь откладывает его исполнение. во дни сына его. Т.е. Иорама (4Цар 9:25−26). Хотя Ахаву и не суждено было стать свидетелем гибели своего дома, его самого и Иезавель ожидала бесславная смерть (22:37−38; 4Цар 9:10,34−37).
комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 21 глава