19:1 пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия. Иезавель активно участвовала в управлении царством (см. ком. к 16:25; 18:4). Совместно с Ахавом она делает все, чтобы наказать Илию за истребление пророков Ваала (ст. 2).
19:3 в Вирсавию. Вирсавия находилась на самом юге Иудеи. Как и в предыдущий раз, Илия бежит от преследования за пределы владений израильских царей (17:3−6.9).
19:4 довольно уже, Господи. Илия, благодаря Божиему вмешательству победивший пророков Ваала, ощущает теперь разочарование и угнетенность. Хотя Господь показал Свое могущество в победе над Ваалом, Илия, пророк Его, тем не менее вынужден скрываться от Ахава и Иезавели, которые все еще имеют власть. Вопиющее несоответствие между зримым (т.е., господством в Израиле приверженцев Ваала) и незримым (всевышним господством Иеговы) повергает пророка в рыдания и заставляет его искать смерти.
19:7 дальняя дорога пред тобою. Илии предстояло направиться к горе Хорив (называемой также горой Синай), на которой Бог явился Моисею. Местоположение этой горы не установлено (Исх 3:1; Исх 17:6; Исх 33:6; Втор 1:2,6,19; Втор 4:10,15).
19:11 Господь пройдет. Бог подготавливает Илию к Своему явлению так же, как Он прежде подготавливал Моисея (Исх 33:21−23; Исх 34:2).
19:11−12 не в ветре Господь... не в землетрясении... не в огне. Этими грандиозными явлениями сопровождалось явление Господа Моисею на горе Синай (Исх 19:9; Исх 20:18−19; Исх 24:17; Втор 4:11−12; Втор 5:23−25).
19:12 веяние тихого ветра. Господь ответил на молитву Илии, но не так, как ожидал пророк. Бог пребывает с Илией в безмолвии, но безмолвие это отнюдь не означает молчания и бездействия Божия. Что же касается ветра, землетрясения и огня, то они символически соответствуют Азаилу (ст. 15), Ииую (ст. 17) и Елисею (ст. 17), а «веяние тихого ветра» — семи тысячам, сохранившим верность Господу (ст. 18).
19:13 закрыл лице свое милотью своею. Точно так же, как Моисей не мог, увидев Бога, остаться в живых и потому при приближении Господа был «покрыт рукою» Его (Исх 33:20−23), Илия при словах о «тихом ветре» скрывает свое лицо в ожидании откровения.
19:15 пойди... чрез пустыню в Дамаск... помажь Азаила в царя над Сириею. Хотя для пророков было вполне обычным помазать на царство, совершенно необычным было для них помазать кого-либо в иностранном государстве. Таким образом, по замыслу Божиему именно Азаил должен стать исполнителем суда над домом Ахава (4Цар 8:7−15,28−29; 4Цар 10:32−33; 4Цар 12:17−18; 4Цар 13:3,22).
19:16 Ииуя... помажь в царя над Израилем. Ииуй был военачальником у Ахава, а затем у его сына Иорама (4Цар 9:5−6). По повелению Елисея Ииую предстояло довершить истребление дома Ахава (4Цар 9:1−10,17).
Елисея... сына Сафатова. Имя этого пророка переводится с древнееврейского как «Бог есть спасение» или «Бог спасает». Пророческое служение Елисея имеет много общего со служением Илии: оба пророка отстаивали верность закону Моисееву (18:17−46; 4Цар 3:13); они оба вовлекали в сферу своей деятельности не только царей и народ Израиля, но и иноплеменников (17:17−24; 4Цар 5:1−10); подвергаясь преследованиям со стороны царей, ни тот ни другой пророк не перестали обличать их (21:19−22; 4Цар 9:1−10).
19:17 кто убежит от меча Азаилова. Дом Ахава будет истреблен не единовременно — те из его представителей, которые останутся в живых после Азаила, будут убиты Ииуем (4Цар 9:24). Если же кто-либо из них избежит гибели от руки Ииуя, то он неминуемо будет предан смерти Елисеем. Господь, таким образом, предусматривает полное и окончательное истребление дома царя-отступника.
19:18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч. Это число условно — оно не обозначает точного количества израильтян, сохранивших верность Господу, а несет в себе значение завершенности.
всех сих уста не лобызали его. Обряд поклонения Ваалу включал в себя целование его участниками изваяния этого божества (Ос 13:2).
Илия и Елисей.
19:20 что сделал я тебе? Илия велит Елисею, исполнив свои домашние обязанности, непременно придти к нему, поскольку, набросив на Елисея свою милоть, Илия действительно «сделал» ему нечто в высшей степени важное — посвятил на пророческое служение. См. ком. к 4Цар 2:13.
19:21 заколол их. Елисей демонстрирует полную готовность порвать с прежним образом жизни во имя следования новому призванию. Такого же самоотречения требовал Иисус от своих учеников (Мк 1:16−20; Мк 2:14) и последователей (Мк 8:34−38).
стал служить ему. Елисей не становится сразу равным Илии, первое время оставаясь при нем учеником и помощником. Моисей имел такого же «служителя» (Иисус Навин), которого готовил себе в преемники (Исх 24:13; Исх 33:11).
комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 19 глава