13:1 человек Божий. См. ком. к 12:22.
из Иудеи. Для того, чтобы осудить вероотступничество царя северян Иеровоама, Господь посылает пророка-южанина.
13:2 Иосия. Царь, правивший в Иудее в 640−609 гг. до Р.Х., т.е. приблизительно через триста лет после Иеровоама.
принесет... в жертву священников высот. Это пророчество действительно исполнилось в царствование Иосии (4Цар 23:15−20).
человеческие кости сожжет на тебе. Иосия сжег на жертвеннике человеческие кости, чтобы осквернить его и сделать более непригодным для языческих жертвоприношений (4Цар 23:16).
13:3 знамение. Иногда в доказательство истинности своих слов пророки предвещали знамения (4Цар 19:29; 4Цар 20:8−9; Ис 38:22; Иер 44:29).
пепел, который на нем, рассыплется. Т.е. жертвенник будет осквернен (Лев 6:10−13).
13:5 жертвенник распался. Знамение, обещанное пророком (ст. 3), явлено Господом. Оно не только подтверждает истинность слов пророка, но и свидетельствует о том, что установленный Иеровоамом культ проклят Богом.
13:6 чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. По милости Своей исцеляя Иеровоама, Господь дает еще одно подтверждение тому, что пророк говорит от Его имени.
13:8 не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Если бы пророк согласился разделить с Иеровоамом трапезу, это означало бы его молчаливое согласие с избранным царем образом действия.
13:9 не ешь... не пей... не возвращайся. Пророк получил от Бога конкретные указания относительно дальнейших действий, и не желает подвергаться наказанию за их нарушение.
13:11 В Вефиле жил один пророк-старец. Этот «пророк-старец», в отличие от человека Божиего из Иудеи, был лже-пророком.
13:18 Он солгал ему. Человек Божий не догадывается о том, что его собеседник лжет, хотя полное несоответствие слов пророка-старца указаниям, полученным пророком от Господа, должно было внушить ему подозрение.
13:20 слово Господне было к пророку. Подлинный пророк ослушался Его указаний, и Господь теперь вкладывает истинное пророчество в уста лживого «пророка» из Вефиля.
13:22 тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. В израильской традиции считалось очень важным быть похороненным в семейной гробнице вместе с предками (1:21; Быт 47:30; Нав 24:32; 2Цар 2:32; 2Цар 17:23).
13:24 осел... и лев. В этой ситуации явно необычно то, что лев не тронул осла и не растерзал тело убитого им человека Божиего и что оба животных еще долгое время оставались на дороге у тела. Чудесный характер происшествия не укрылся от путников, когда же весть о нем дошла до пророка-старца, он сразу понял, что именно оно означало.
13:31 подле костей его положите кости мои. Пророк-старец признает истинность прорицательства человека Божиего о жертвеннике в Вефиле (ст. 32), и его желание быть похороненным вместе с пророком из Иудеи должно было, видимо, символизировать его присоединение к этому пророчеству. Много позже, оскверняя жертвенник, Иосия из уважения к памяти двух провидцев не стал тревожить их останки (4Цар 23:17−18).
13:34 Это вело дом Иеровоамов ко греху. См. ком. к 12:30.
комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 13 глава