9:1−17 Эти стихи напоминают благословения Божий при сотворении человека, но, скорее, по форме. По сути же грехопадение внесло существенные коррективы и в человека, и в творение в целом.
9:1 благословил. Бог в третий раз благословил человека (1:28; 5:2).
9:2 да страшатся и да трепещут вас. Это повеление звучит сильнее, чем «владычествуйте» в 1:28. Человек страшится Бога, а животные боятся человека (Ис 8:12−13). В 1:28 понятия «страх» не было.
в ваши руки отданы они. Это также нечто новое во взаимоотношениях человека и живой природы.
9:3 все... что живет, будет вам в пищу. См. 1:29 и ком.
9:4 с душею ее... не ешьте. См. Лев 3:17; Лев 7:27; Лев 19:26; Втор 12:16; 1Цар 14:32−34. Это концепция жертвоприношений (Лев 17:11) и искупительного дела Христа (Евр 9:14,22). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер.
9:5 Я взыщу. Фраза намеренно повторяется трижды. Кровь животных можно было проливать для определенных целей, но человеческую кровь нельзя проливать ни при каких обстоятельствах, за исключением возмездия за человекоубийство (ст. 6). Кровь человека, пролитая при убийстве, требовала отмщения. Господь мститель за нее (Пс 9:13; 4Цар 9:26; Евр 12:24). Кровь убитого оскверняет виновного (Чис 35:33; Пс 105:38), и это осквернение снимается смертью убийцы (ст. 6; 3Цар 2:31−32) или очищением (Втор 21:7−9). Если эти меры не приняты, приходит суд Господень (2Цар 21; Втор 19:13; 3Цар 2:9,31−33).
брата. Это же древнееврейское слово используется в 4:8−11, что предполагает связь между данным повелением и Божиим отмщением за кровь Авеля. Но теперь за кровь Он требует крови.
9:6 рукою человека. См. ст. 5; 4:16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов (Рим 13:1−7).
по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1:26 и ком.; 8:21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке».
9:9 Я поставляю завет. См. 6:18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8:20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12:1−3 и гл. 15). В 6:18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости».
9:12 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17:11), суббота при заключении завета с Израилем (Исх 31:13,17) и чаша при заключении Христова завета (Лк 22:20). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением (2Цар 7:11−16).
9:15 вспомню. См. ком. к 6:6.
9:16 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8:22 и ком.).
увижу. См. ком. к 6:6.
9:19 земля. См. ком. к 5:32. Это же древнееврейское слово используется и в 5:29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение.
9:21 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине (Чис 15:5−10; Втор 14:26; Пс 103:15; Ин 2:1−11),а с другой предупреждает о его опасности (Ис 5:22; Притч 21:17; Притч 23:20−21,29−35; Ис 28:7) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации (Авв 2:15; Плач 4:21).
опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня.
лежал обнаженным. См. 3:7,21.
9:22 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.
9:23 покрыли наготу. Они поступили так же, как в свое время поступил Бог (3:21), и поэтому Господь благословил их обоих (ст. 26−27).
9:24−27 Слова, сказанные Богом в ст. 1−23, относятся к человеческой истории в целом; слова, сказанные Ноем, к истории искупления.
9:25 проклят Ханаан. Ной и его сыновья получили благословение от Бога. Тот, кто благословен, не может быть проклят, поэтому Ной обращает проклятие не на Хама, а на Ханаана.
раб рабов. Точнее: «раб из рабов». Этим проклятием Бог всевластно исключает нечестивых из завета благодати (25:23; Рим 9:12−13). Однако Он избирает некоторых людей даже из проклятых хананеев (см. Нав 2:11−12).
9:26 благословен Господь Бог. Ной прославляет Бога как Создателя жизни и распространяет это благословение на Сима.
Бог Симов. Ради мессианского рода Бог Своей верховной властью связал Себя обязательством по отношению к потомству Сима (3:15; 4:26).
9:27 да вселится он в шатрах Симовых. Иафет является прародителем индоевропейских народов. Он получает благословение «быть богатым и процветающим и распространить широко свои владения». Добрые отношения должны установиться между семитскими (произошедшими от Сима) народами и народами, произошедшими от Иафета. «В шатрах Симовых» обетование общего для потомков Сима и Иафета благословения.
9:28−29 Родословная, начатая в 5:32, теперь завершается по образцу, данному
комментарии Женевской Библии на Бытие, 9 глава