8:1 вспомнил Бог о Ное. Древнееврейское слово «вспомнил» подразумевает действие, основанное на предшествующем обязательстве (9:15; 19:29; 30:22; Исх 2:24; Исх 7:6; Лк 1:72−73), а не просто воспоминание.
ветер. Это же древнееврейское слово в ст. 1:2 переводится словом «Дух». Это первое действие Бога с целью освободить обновленную землю от вод потопа (8:2−13, 16−19; 9:1−3 и ком.). Бог повторяет его при создании Израиля (Исх 14:21 и ком.), который также пройдет по сухой земле (ст. 8:13 и ком.; Исх 14:16,22,29).
8:2−5 Возвращение земли к ее первоначальному хаотичному состоянию остановлено тем, что Бог вновь собирает воды наверху и внизу.
8:4 См.7:19−20.
на горах Араратских. Эти горы находятся на территории, в древности называвшейся государством Урарту (4Цар 19:37), позднее Арменией; теперь часть восточной Турции и северо-западного Ирана.
8:6 По прошествии сорока дней. См. 7:4 и ком.
8:13 обсохла поверхность земли. Земля готова принять на себя «душу живую».
8:16 выйди. Поскольку потоп служит прообразом крещения (1Пет 3:20−21), выход избранных из ковчега может расцениваться как выход из вод смерти в новую жизнь (см. Ин 5:28−29; Ин 11:43; Рим 6:3−6).
8:17 размножаются. Это указание соответствует 1:20,22, однако имеет и отличительную особенность: здесь повеление «выведи» относится не к земле, а к человеку, и повеление размножаться уже обращено не непосредственно к животному миру, а как бы передается через человека, поскольку именно благодаря праведности этого человека (Ноя) земля не была окончательно уничтожена.
8:20 жертвенник. Это первое упоминание о возведении жертвенника. И хотя Ной не называется здесь первосвященником, но именно таковым он и выступает. Ной символически посвящает свое царство Богу; он как бы предвозвещает Христа (1Кор 15:28).
8:21 в сердце Своем. Букв.: «сказал сердцу Своему».
не буду больше проклинать землю. См. ком. к 8:17. Бог не вспоминает проклятия из 3:17, напротив, Он обещает не губить землю водами потопа (9:11). помышление сердца человеческого. Точнее: «сердца Адама».
от юности его. Т.е. с того времени, когда ему стали известны понятия добра и зла.
не буду больше поражать. Божия благодать по отношению к Ною распространяется на человечество в целом (6:8; 9:11).
8:22 во все дни земли. Циклическое изменение времен года больше никогда не будет остановлено.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 8 глава