5:1 — 6:8 В родословной Адама автор сосредоточивает внимание на благочестивой линии Сифа (гл. 5) и затем подводит итог умножению греха на земле перед потопом (6:1 8).
5:1−32 Глава содержит десять параграфов, каждый из которых посвящен одному поколению потомков Адама через Сифа. Обе родословные (см. ком. к 4:25) имеют единую структуру: одна ветвь с одним потомком из каждого поколения в начале и разветвление родословной на трех сыновей в конце (4:20−22; 5:32; это верно и в отношении родословной в 11:10 26). Однако по своему содержанию эти родословные противопоставлены одна другой. В то время как первая повествует об обремененной проклятием линии Каина, в начале и в конце которой стоит убийца (4:17−24), последняя соединяет Адама, основателя человечества, с Ноем, через которого человечество было восстановлено (4:25−26 и ком.). Еноха и Ламеха из линии Сифа нельзя отождествлять с первым и последним потомками в линии Каина. Енох, седьмой по порядку, «ходил пред Богом», и «Бог взял его» (ст. 24), а благочестивый Ламех назвал своего сына Ноем, надеясь, что Господь «утешит нас» (см. ст. 29). Род Каина погиб во время потопа; род Сифа пережил потоп. Исследователи расходятся во мнениях относительно пропусков в родословных. Если их нет, значит, согласно Библии, Адам был сотворен в 4004 г. до Р.Х. Но тогда трудно соотнести первые главы книги Бытие со всемирной историей, восстановленной по небиблейским источникам. Систематизация поколений по десять в каждой родословной, которой соответствует сходная система в Мф 1, не позволяет использовать эти родословные при вычислении абсолютной хронологии (11:10−26 и ком.). По всей видимости, за указанной здесь продолжительностью жизни стоит иной смысл.
5:1 Вот родословие Адама. Точнее, «запись родословия». Упоминание о записи свидетельствует о том, что автор располагал какими-то письменными источниками (11:10−26).
5:2 благословил. См. 9:1 и ком.
нарек. См. 1:5 и ком.
5:3 по подобию ... по образу. Если Адам был сотворен по образу и подобию Божию, то сын Адама, рожденный по образу и подобию своего отца, получил от него и печать его грехопадения.
5:4 сынов и дочерей. Праведники и грешники встречались среди всех детей Адама. Чтобы проповедовать им, Бог воздвигал пророков, таких, как Енох (Иуд 1:14−15) и Ной (2Пет 2:5).
5:5 девятьсот тридцать лет. См. ком. к 5:1−32.
умер. Через преступление Адама смерть вошла во все творение (Рим 5:12−14). С другой стороны, несмотря на это, благодать Божия сохраняет мессианскую линию (3:15 и ком.) даже тогда, когда земля изобилует грехом (4:17−24).
Возраст патриархов.
5:22 ходил... пред Богом. Это выражение, повторяющееся дважды (ст. 24), означает близкое общение с Господом (3:8; 6:9).
5:24 не стало его. Однако он не умер (см. Евр 11:5).
Бог взял его. Как и Илию (см. 4Цар 2:1,5,9−10).
5:29 он утешит нас... Если Ламех из рода Каина стремится воздать за зло (4:24), то Ламех из рода Сифа надеется, что Господь даст ему семя, через которое придет освобождение от греха.
5:32 пятьсот. См. ком. к 5:1−32.
родил Ной Сима, Хама и Иафета. См. 9:18. От сыновей Ноя произойдет послепотопное человечество. Сим станет прародителем семитских народов; Хам хамитских; Иафет индоевропейских, или иафетических.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 5 глава