49:1−28 Патриарх, благословляя сыновей, по вдохновению пророчествует о судьбе двенадцати колен, восхваляя или порицая их основателей, истолковывая их имена или же уподобляя их различным животным. Имя и поступки каждого из двенадцати сыновей предвещают судьбу его колена (Мих 1:10−16). Первыми получают благословение шесть сыновей Лии (ст. 3−15), затем четыре сына, рожденные служанками (ст. 16−21), и, наконец, два сына Рахили (ст. 22−27). Эти благословения одновременно и объединяют двенадцать колен, и проводят различия между ними (ст. 28).
49:1 в грядущие дни. См. Чис 24:14; Втор 31:28−29; Ис 2:2; Мих 4:1. Пророчества Иакова охватывают всю историю Израиля, начиная с завоевания и распределения обетованной земли и заканчивая приходом Иисуса Христа.
49:3−7 Пророчества о трех сыновьях Лии Рувиме, Симеоне и Левин говорят о возмездии за совершенные ими преступления. Грехи отцов припоминаются их детям (Исх 20:5).
49:3 Рувим, первенец мой! Первородство Рувима давало ему большой потенциал, который он так и не раскрыл, поскольку не отличался решительностью и сильным характером. Он хочет спасти Иосифа и предотвращает убийство, но Иосифа продают в рабство, пока Рувим обдумывает свои дальнейшие действия.
49:4 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу (1Пар 5:1), священство — Левию (Чис 3:41), а царская власть — Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа.
49:5 Симеон и Левий. См. 29:33−34; 34:25.
мечи. Древнееврейское слово может означать «ножи обрезания».
49:7 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена.
разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав 19:1). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля.
49:8 Иуда. См. 29:35 и ком.
поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25:23; 27:29), а братья — Иосифу (43:26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду — потомку Иуды (2Цар 5:1−3).
49:9 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван «львом от колена Иудина» (Откр5:5).
49:10 скипетр. См. Чис 24:17 и ком.
не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом (2Цар 7:16).
доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: «доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы». Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос (Иез 21:27; Откр 5:5). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1:26−28), сосредоточивается в Иисусе Христе.
Ему покорность народов. См. 27:29 и ком.
49:11 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим (Зах 9:9).
к виноградной лозе. Виноградная лоза обычно служила символом плодородия.
в вине. Превратив воду в вино (Ин 2:1−11), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества.
49:13 Завулон. См. 30:20; Нав 19:10−16; Суд5:18.
49:14 Иссахар. См. 30:18.
49:15 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен (Суд 5:1), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ (Нав 16:10; Суд 1:28,30,33).
49:16 Дан См. 30:6.
судить народ. Т.е. вершить правосудие.
49:17 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы (Суд 18). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян (Суд 14−16).
49:18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения.
49:19 Гад. См. 30:11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как «гад». В них использованы три различных корня, означающих «удача, прибавление», «отсекать» и «нападать, теснить». Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей.
49:20 Асира. См. 30:13.
будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей (Втор 33:24; Нав 19:24−31).
49:21 Неффалим. См. 30:8; Нав 19:32−38.
49:22 Иосиф. См.30:24;48:15−20.
плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30:2,22; 41:52).
простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав 17:14−18.
49:24 мощного Бога Иаковлева. См. Ис 49:26.
Пастырь. См. 48:15,16.
49:25 Твердыня. Надежная защита Израиля (Втор 32:4,15,18).
Всемогущего. См. 17:1 и ком.
благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим «благословить, благословение». Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1:6−8 и ком.), и плодовитость тела («грудь» и «утроба»; 1:22; Чис 24:5−7). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу.
49:26 благословения гор древних. См. Втор 33:15.
да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор 33:16).
избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение.
49:27 Вениамин. См. 35:18
волк. Он убивает больше, чем может съесть.
делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей.
49:29 — 50:26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.
49:29 заповедал он им. Эти два текста, 47:29−31 и 49:29−33, образуют некое обрамление, заключающее в себе благословение двенадцати колен вместе с Ефремом и Манассией.
49:31 Все патриархи умерли в вере, не получив обещанного (Евр 11:39−40).
49:33 положил ноги свои на постель. См. 48:2.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 49 глава