48:1 И он взял... двух сынов своих. Чтобы Иаков мог благословить их и распространить на них обетования завета.
48:3 Бог Всемогущий. См. 17:1 и ком.
в Лузе. См. 28:10−22 и ком.
благословил. Божие благословение дало Иакову власть благословить двенадцать колен Израилевых (48:5 — 49:28). Через благословение патриархов осуществлялась связь между поколениями избранных, живших в разное время и в разных местах (см. ком. к ст. 1).
48:4 множество народов. См. 28:3 и ком.
землю... потомству. См. 12:7 и ком.
48:5 Ефрем и Манассия. И вновь младшему сыну отдано предпочтение (ст. 20; 25:23 и ком.).
Рувим и Симеон. Два старших сына Лии упоминаются в связи с тем, что им было отказано в первенстве ради того, чтобы дать двойной удел Иосифу, первенцу Рахили. Рувим лишился права первородства, поскольку осквернил постель своего отца (49:3−4).
48:6 будут твои. В отличие от Ефрема и Манассии, которые теперь считаются сыновьями Иакова.
в их уделе. Иаков видел глазами веры двойной удел земли, который он даровал Иосифу, усыновив двух его сыновей.
48:7 из Месопотамии. См. 25:10 и ком.
Рахиль. Лия была погребена в семейном захоронении, Рахиль же удостоена особой чести, а память о ней увековечена благодаря тому, что двойной удел земли принадлежит ее первенцу.
48:8 кто это? Такой вопрос, обращенный к лицам, получающим удел земли, являлся частью этого ритуала.
48:9 Бог дал. Иосиф ответил точно так же, как когда-то сам Иаков ответил Исаву на подобный вопрос; он разделял веру своего отца (33:5; 41:50−52).
48:10 поцеловал. Иаков, благословляя сыновей Иосифа, повторяет тот же обряд, который выполнил Исаак, благословляя Иакова (27:26).
48:12 от колен. Когда приемного ребенка объявляли своим, его сажали на колени. Поэтому Иаков поставил детей Иосифа между коленей, после чего Иосиф отвел их в сторону.
поклонился ему... до земли. Равный фараону (44:18) склоняется до земли перед патриархом, передающим Божии обетования.
48:14 правую руку... положил на голову. Иаков против воли Иосифа наделяет младшего более сильным благословением. Это первое в Писании упоминание о том, что, произнося благословения, возлагают руки на голову благословляемого.
48:15 благословил. Впоследствии благословение передавалось всему Израилю через священника (Чис 6:24−26).
пред Которым ходили отцы мои. См. 17:1 и ком.
48:16 Ангел. Иаков познал реальность Божия присутствия на собственном опыте (28:12; 31:11; 32:1−3,22−32).
48:17 увидел Иосиф. Чтобы не прерывать повествования, это объяснение (ст. 17−20) включается в ритуал благословения.
48:19 отец его не согласился. Патриарх, получивший власть от самого Бога, стоит выше владыки Египта.
знаю. Ситуация, прямо противоположная той, в которой сам Иаков обманом получил благословение: Исаак благословил младшего сына, не ведая об этом; Иаков же сознательно благословляет младшего, выполняя волю Божию.
но меньший его брат будет больше его. И вновь, вопреки обычаю, благословение получает младший брат, как это было в случае с Исааком и Измаилом, Иаковом и Исавом, Иосифом и Рувимом, а теперь с Ефремом и Манассией. Пути Божии не совпадают с установлениями людей (Ис 55:8−9).
48:20 Ефрема выше Манассии. Колено Ефремово было величайшим из десяти северных колен.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 48 глава