44:1−34 В лице Иуды двенадцать колен Израилевых подтвердили свою принадлежность к избранному Богом народу завета (см. ком. к 43:9).
44:2 чашу... положи. Иосиф подвергает братьев заключительному испытанию. в отверстие мешка к младшему. Подобное преступление было совершено против Иосифа, младшего и любимого сына Иакова, рожденного Рахилью. Тогда родные братья продали его в рабство. Теперь Иосиф воссоздает аналогичную ситуацию.
44:5 гадает на ней. Это было уловкой со стороны Иосифа (42:12); несомненно, он получал откровения от Самого Бога (ст. 15; 41:16) и не нуждался в чаше для гадания.
44:10 тот будет мне рабом. Ранее предложенные братьями условия изменены (ст. 9) с тем, чтобы проверить, как они отнесутся к тому, что Вениамин может стать рабом, как стал рабом, по злой воле братьев, сам Иосиф.
44:13 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби.
44:14 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43:26 и ком.).
44:15 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5).
44:16 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42:21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия.
44:17 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10).
44:18 Иуда. Он представляет всех братьев (43:3 и ком.).
44:33 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37:26−27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43:9).
44:34 увидел... бедствие. См. 37:34−35.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 44 глава