41:1−57 Бог поставил Иосифа над всем Египтом, а символически — и над всем миром, наделив его мудростью (ст. 33) и особым даром толковать сновидения (ст. 16). Кроме того, Он дал ему способности к политической и экономической деятельности, а также к управлению государством (ст. 38).
41:1 снилось. На Ближнем Востоке считалось, что царские сны имеют большое значение, поскольку касались не только самого царя, но и всего государства.
у реки. Имеется в виду Нил, источник плодородия в Египте.
41:8 смутился дух его. См. Дан 2:1,3.
волхвов. Более правильный перевод: «заклинателей». Использованное здесь еврейское слово «хартумим» происходит от слова «Хартум» — «тайное письмо», «иероглифы». То есть волхвы в толковании снов обращались к тайным письменам. Тацит сообщает, что Птолемей открывал «свои ночные видения египетским жрецам, которые обычно истолковывали сны». Но в данном случае они ничего не смогли «прочитать» в своих письменах.
не было никого, кто бы истолковал. См. 40:8 и ком.
41:13 как он истолковал нам, так и сбылось. «Так сбылось» потому, что эти истолкования были словом Господа (см. Пс 104:19).
41:14 переменил одежду. См. 39:13 и ком.; 4Цар 25:29.
41:16 это не мое. См. 2Кор 3:5.
41:25 сон фараонов один. Образы этих снов повествуют об одном и том же: тучное пожирается тощим; первый сон имел отношение к скотоводству, второй — к земледелию. Как и в случае с самим Иосифом (37:9 и ком.), сны фараона повторяются дважды.
что Бог сделает, то Он возвестил. И сны, и их истолкования исходили от Бога (40:8 и ком.). В отличие от волхвов, Иосиф говорил по вдохновению от Господа. Ни фараон, ни его слуги не могли говорить столь властно; эта власть принадлежит Богу и тем, кто Ему служит. Это стало особенно очевидно несколько столетий спустя, во времена Моисея.
41:37 понравилось. Спасение приходит к людям, когда они верят слову Божию и действуют в соответствии с ним.
41:38 Дух Божий. Иосиф раскрыл египетскому царю намерения Господа (ст. 16), поэтому фараон признал в Иосифе действие Божией силы и благодати.
41:41 я поставлю тебя над всею землею. Иосиф был верен в малом (39:4,22), и теперь ему доверено многое (Лк 16:10; Лк 19:17).
41:42 перстень свой. Перстень с печатью являлся символом фактической власти.
одежды. См. 39:13 и ком.
41:45 Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте.
Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что «цафнаф» означает «кормилец», а «панеах» — «жизнь». Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как «раскрывающий скрытое». Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена, но не приняли языческой религии.
Асенефу. Имя Аснат (Асенефа) означает: «она принадлежит (богине) Нат». Ее не следует причислять к хананеям.
Потифера. Значение этого имени см. в ком. к 37:36, однако не следует путать жреца Потифера с царедворцем Потифаром.
41:46 тридцать лет. Иосиф был вызволен из рабства, где провел около тринадцати лет, и, будучи тридцати лет от роду, получил власть, равную царской (см. также 2Цар 5:4). Он был в том же возрасте, что и Иисус Христос в начале Своего общественного служения.
41:48 собрал. Иосиф напоминает мудрого муравья из Притч 6:6−11 (20:4).
41:51 Оба имени воздают хвалу Господу: первое — за то, что Бог сохранил Иосифа, а второе — за то, что Бог благословил его (49:9 и ком.).
41:52 плодовитым. См. 17:6,20; 28:3; 48:4; Пс 105:23−24.
41:57 из всех стран. Спасение многих зависело от одного потомка патриархов, представлявшего собой прообраз Христа.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 41 глава