4:1−16 Центром повествования является Каин.
4:1 человека. Изначально женщина произошла от мужчины, теперь же мужчина произошел от женщины. Оба пола взаимосвязаны, и оба зависят от Бога (1Кор 11:8−12).
от Господа. Человек и по происхождению (1:26−27), и по рождению обязан своим существованием Богу.
4:2 еще родила. Господь отвергает человеческий принцип первородства, чтобы подчеркнуть безусловность Своего избрания.
пастырь овец... земледелец. Первые занятия человека на земле.
4:3 дар Господу. Т.е. жертва. Это первое упоминание в Библии о жертвоприношении.
4:4 от первородных... и от тука их. Факт принесения в жертву первородных подчеркивает, что, во-первых, сама сила рождать и порождать дается Всевышним; во-вторых, это прообраз жертвы Сына Божия, Который также является первородным (см. Рим 8:29; Евр 1:6).
призрел Господь на Авеля и на дар его. Т.е. отнесся благосклонно, одобрил, принял.
4:5 не призрел. Бог не принял жертвы Каина. Авель приносил в жертву животных, Каин плоды земли. При сотворении того и другого Бог говорил: «...да произрастит земля» и «...да произведет земля». Земля «произвела» животных только единожды (1:24), и было это до того, как на нее пало проклятие (3:17), а растения произрастают из земли и после проклятия. Таким образом, получается, что Каин принес в дар Богу проклятое.
4:7 Возможен такой перевод этого сложного по смыслу стиха: «Ведь если клонишься к добру, то простится тебе, если же не клонишься к добру, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его; ты же должен властвовать над ним».
если клонишься к добру. Если принося жертву, Каин имел добрые намерения, то Бог готов простить Каину его ошибку — принесение проклятого.
если не клонишься к добру. Если мысли всегда направлены ко злу, то у двери грех лежит (т.е. человека запинает грех и руководит им), но не грех должен властвовать над человеком, а человек над ним.
4:8 сказал Каин Авелю. Каин оставляет без внимания Божие предупреждение; ответом на слова Господа становятся его последующие действия. Об Авеле упоминается только в связи с его рождением, жертвоприношением и смертью (гл. 5).
убил его. Так в мир вошли насилие, кровопролитие и смерть. Каин попытался присвоить себе божественную власть над человеческой жизнью.
4:9 где Авель, брат твой? Здесь, как и в ст. 3:9, цель вопроса не выяснение неизвестных обстоятельств и не получение неизвестной информации; цель пробудить раскаяние в душе человека.
разве я сторож брату моему? Если Адам на вопрос Бога ответил правдиво, но ответственность возложил на жену (3:11−12), то Каин к безответственности и нераскаянности присовокупает ложь.
4:10−14 Убийца, отлученный от земли и от общества, не имеет покоя нигде.
4:10 что ты сделал? Бог хочет, чтобы Каин осознал, что он сделал.
вопиет. Т.е. ни одно кровопролитие не остается скрытым, утаенным от Бога.
4:11 проклят ты от земли. См. 3:17. Земля была проклята за Адама; теперь Каин принял на себя это проклятие от земли.
4:13 сказал Каин. Каин полагает, что наказание превышает его вину за грех, соделанный против Бога и человека.
4:14 от лица Твоего я скроюсь. См. 3:8. Каин полностью повторяет путь его родителей к грехопадению и прокладывает его далее, усугубляя грех и множа его. Но если Адам и Ева только скрылись от Бога «между деревьями рая», то Каин «пошел от лица Господня» (ст. 16).
всякий. Повествование до сих пор было сосредоточено на Каине, а не на других потомках Адама (ст. 17; 5:4).
убьет меня. Каин в точности описывает нравы своего потомства: ни один из них не будет «ему сторожем»; он станет следующей жертвой беззакония (6:11).
4:15 сказал ему Господь. Несмотря на преступление и ложь, Каин не утратил способности слышать голос Бога и возможности отвечать Ему, т.е. Бог не лишает человека общения с Собой, оставляя за ним право либо стремиться к этому общению, либо бежать от него.
отметится всемеро. Число семь символизирует божественный закон (9:5−6 и ком.).
знамение. Знак, предзнаменование.
4:16 Каин еще дальше уходит и от Бога, и от Едема. См. ком. к 4:14.
4:17−24 Человеческая цивилизация, явившаяся результатом вкушения от дерева познания, возникла и строилась на крови и насилии, во все возрастающем уходе от Бога.
4:17,18 Каин... Енох ... Ирад ... Мехиаель... Мафусал... Ламех. Эти имена сходны с именами в гл. 5, что позволяет сравнить и противопоставить двух потомков Адама. Седьмое поколение от Адама представлено потомком Каина, нечестивым Ламехом (ст. 19−24), и потомком Сифа, благочестивым Енохом (5:24): первый из них принес смерть, убив человека, второй не увидел смерти.
познал Каин жену свою. Библия ничего не говорит о том, кто жена Каина, только констатируется факт.
построил город. Букв.: «он постоянно находился в процессе строительства города», т.е. Каин является «отцом» земной цивилизации, он задал направление ее развитию (Флп 3:10; Кол 3:1−4; Евр 11:10,16; Евр 12:22; Евр 13:14).
назвал город. Адам давал названия (имена) тому, что было создано Богом (2:20), и делал это в соответствии с волей Творца (2:19). Каин, уйдя от Бога, дал имя городу «по имени сына своего». Не сохранилось ни этого города, ни памяти о нем, однако стоят, словно немой укор человеческой гордыне, бросившей вызов Богу, мегалитические сооружения допотопной цивилизации (как, например, «баальбекская терраса»), поражая своими гигантскими размерами и не менее гигантской бессмысленностью.
4:19−24 Ламех. Ламех олицетворяет неизменно возрастающее ожесточение во грехе, проявляемое им в безудержной кровной мести, многоженстве, противоречащем сказанному в 2:24, а также в безмерной жестокости, которая так явно звучит в его песне (ст. 23−24). Само имя его переводится как «принадлежащий к роду человеческому».
4:19 две жены. Это нарушение воли Творца (2:24) и, в данном контексте, умножение (удвоение) греховности, поскольку потомство по линии двух жен подразумевает количественное увеличение тех задатков, которые несли в себе потомки Каина.
4:21−22 Здесь говорится о зарождении и развитии искусств и ремесел.
4:25−26 Переход от одного родословия, начавшегося в 2:4, к другому, начинающемуся в 5:1 (6:1−8; 9:18−29).
4:25 познал Адам еще жену свою. Этими словами начинается повествование о родословной благочестивого потомства, предсказанного в 3:15.
Сиф. Это имя переводится как «дарованный». Бог даровал Сифа «матери всех живущих» (3:20) взамен убитого Авеля. Каин и Авель символизировали альтернативу развития человечества: жизнь с Богом (Авель) бегство от Бога (Каин). Каин исключил полностью первую возможность и усилил вторую (см. ком. к 4:19). Рождение Сифа является ответом Бога на умножение греха.
4:26 См. ком. к 4:19,25. Этот стих подтверждает предположение, что какое-то время (после убийства Авеля и до рождения Сифа) человечество существовало, не зная Бога. Какие верования и суеверия зародились в этот период, неизвестно, однако именно о них сказано: «...все мысли и помышления... были зло» (6:5). Отголосок этой бездуховности (или лжедуховности) проник и в послепотопное человечество (см. 9:21−23).
призывать имя Господа. Называть по имени значит знать, поскольку имя выражает сущность его носителя. См. ком. к 2:19−20.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 4 глава