33:1−20 По Божией благодати Исав примирился с Израилем, а Израиль вернулся в качестве патриарха в обетованную землю.
33:3 семь раз. Это было обычным правилом дипломатического этикета древности.
33:4 Исав. Иаков приветствует Исава, как вассал приветствует своего господина: торжественным приближением рядами (ст. 2−3,6−7), семикратным почтительным поклоном (ст. 3), смиренным обращением «раба» (ст. 5) к своему господину (ст. 8,13) и подношением даров (ст. 10−11). Исав же приветствует Иакова, как брат брата после долгой разлуки (ст. 9).
33:5 Бог даровал. Оглядываясь на свою прошлую беспокойную жизнь, Иаков осознает незаслуженную Божию милость в том, что Он даровал ему детей (29:31 — 30:24) и богатство (ст. 11; 30:25 — 31:55).
33:8 дабы приобрести благоволение. Это древнееврейское выражение, означающее глубокое почтение, повторяется трижды (ст. 10,15).
33:9 брат мой. См. ком. к ст. 4.
33:17 построил себе дом. Патриарх вновь поселился в земле обетованной.
33:18 — 35:29 Этот фрагмент является заключительнаой частью «родословия Исаака» (Введение: Содержание). Как и завершающий раздел «родословия Авраама» (22:20 — 25:11), он предваряет переход патриаршества от Исаака к Иакову. Повествование разворачивается на фоне странствия Иакова по обетованной земле, затрагивая лишь часть потомства Исаака, и описывает только те события, которые имеют непосредственное отношение к «родословию Иакова».
33:20 поставил там жертвенник. Символично, что Иаков поставил жертвенник в Сихеме именно здесь Авраам построил свой первый жертвенник в земле обетованной (см. 12:6−7).
комментарии Женевской Библии на Бытие, 33 глава