32:1−22 Ангелы Божии, повстречавшиеся Иакову, когда он покидал обетованную землю, встретили его и при возвращении домой. Новый Иаков стал смиренным и молящимся человеком, готовым отказаться от своего превосходства ради восстановления дружеского общения с братом.
32:1 встретили его Ангелы Божии. Ангелов Божиих он уже встречал в Вефиле (1Пар 12:22). Эти встречи знаменуют собой начало и конец пребывания Иакова в доме Лавана (28:10 22 и ком.; 28:11−12 и ком.) и служат подтверждением Божиего обетования, данного Иакову (28:15). Ангел Господень (16:7 и ком.) сопровождал Израиль на его пути из Египта в Ханаан.
32:2 ополчение. Это же древнееврейское слово переводится как «стан» в ст. 7:8. 11. Иаков имеет в виду множество ангелов, которых он видел на небесной лестнице (28:12 и ком.).
встретили. См. 28:11 и ком.; Нав 5:13−15.
нарек имя месту тому. См. 28:19 и ком.
Маханаим. Это имя означает «стан» либо «два стана». Если это форма двойственного числа, то Иаков, возможно, имел в виду и свой стан, и стан Божий, служивший ему небесным щитом и свитой. Подобно тому, как Вефиль был вратами небес (28:17), Маханаим был Божиим станом на земле. Точное местонахождение его неизвестно.
32:3 вестников. Это же слово переведено как «ангелы» в ст. 1.
Сеир. Гора Сеир и земля Сеир (14:6) дикая и пустынная область Едома, между Мертвым и Красным морями.
32:4 вот что говорит... Иаков. Посланники говорят от лица самого Иакова (16:7 и ком.).
господину... раб. Иаков отказывается от своих прав, которые он имеет как избранник Божий (27:29); точно так же в свое время Авраам поступил по отношению к Лоту (гл. 13). С соперничеством покончено; все передано в руки Божии.
32:5 дабы приобрести благоволение пред очами твоими. Это уже слова нового Иакова (25:31 и ком.).
32:6 четыреста человек. У Иакова были все основания опасаться Исава (14:14; 27:40), однако Бог избавил его даже от более сильного войска Лавана (31:29 и ком.).
32:9 сказал Иаков. Иаков впервые после возвращения вестников, посланных к Исаву (ст. 3−8, 13−21), обращается к Богу в молитве (ст. 9−12). Такая последовательность событий свидетельствует о том, что Иаков, посылая дары Исаву, полностью доверил Господу успех этого предприятия.
32:10 Недостоин я. С Иаковом произошло духовное перерождение: он уже не утверждает свое превосходство (как это было с получением благословения Исаака), а признает, что недостоин Божией милости.
милостей и ... благодеяний. Этими словами Иаков полностью связывает себя с Божиим заветом, заключенным с Авраамом и Исааком.
рабу Твоему. Теперь, став рабом Господа, он готов служить другим людям.
32:11 Избавь. В ст. 30 слово с тем же корнем переводится как «сохранилась».
32:12 Ты сказал. Вера Иакова основана на слове Божием.
сделаю потомство твое, как песок морской. Иаков применяет к себе обетования завета, данные Богом Аврааму (22:17).
32:13 в подарок. Это древнееврейское слово означает также «дань» (43:11); оно же переводится как «дар» в 4:4−5. В 33:11 Иаков называет свой дар «благословением». Иаков был готов признать Исава своим господином в пределах человеческих законов и обычаев, но в отношении «духовного первородства» право решать он оставляет за Господом.
32:19 третьему, и всем, которые шли за стадами. Многократное повторение Иаковом того, что он является рабом Исава, свидетельствует об искренности его слов.
32:20 умилостивлю его. В аналогичном контексте древнееврейское слово с тем же корнем переводится как «примиряет» (Притч 16:7). Буквально это означает «покрыть свое лицо» образное выражение, имеющее значение «покрыть вину» (см. 20:16 и ком.).
может быть, и примет меня. Дословно это выражение переводится как «поднимет мое лицо», что может означать также «простит меня».
32:22−32 В борьбе с Иаковом Бог лишает Иакова его природной силы. Однако Иаков, удерживая Бога для того, чтобы обрести благословение, выходит из этой борьбы победителем: он победил не Бога, а себя. Эта сцена символизирует борьбу плотских и духовных устремлений в Иакове. Бог пытается «побороть» в Иакове чисто человеческое (мирское), а Иаков, охваченный этой борьбой, изо всех сил «цепляется» за Бога. Ценой поражения плоти Бог делает Иакова победителем в духе Израилем.
32:24 остался... один. С ним не было никого, кто бы помог ему.
Некто. Этот таинственный Некто был невидимым Богом (ком. ниже), Ангелом Господним (Ос 12:4; Ос 16:7 и ком.).
боролся с ним. См. ком. к 32:22−32.
32:25 не одолевает его. Случай с получением отцовского благословения свидетельствует, что Иакова трудно «одолеть».
коснулся состава бедра его. Т.е., ослабив плоть, дал превосходство духу.
32:26 отпусти Меня. Иаков, стремясь к Богу, так упорно не хотел осваивать тот путь, который к Нему приводит, что Бог поставил его перед необходимостью принять решение: «Отпусти Меня и иди своим путем». Но Иаков готов не подчиниться Самому Господу, чтобы только быть с Ним.
ибо взошла заря. Т.е. заря взошла для Иакова «бедро» (плотские устремления) было ослаблено, дух возобладал и «стало видно».
не отпущу Тебя. Иаков всю свою жизнь (даже когда ошибался) держался за Бога.
32:27 как имя твое? «Некто» задает риторический вопрос (3:9), чтобы противопоставить прежнее имя Иакова (27:36) его новому имени.
32:28 имя тебе будет. Иаков стал другим, сущность его подверглась изменениям, теперь ему необходимо новое имя, которое будет выражать его новую сущность.
Израиль. Это имя можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «правящий силой Бога».
32:29 на что ты спрашиваешь о имени Моем? Имя Бога не отражает Самого Бога, ибо Бог превосходит все имена и определения, доступные человеческому пониманию.
32:30 Пенуэл. Точное местонахождение Пенуэла неизвестно.
я видел. Он видел невидимого Бога не глазами; но это было переживание, равное зримой встрече с Ним.
сохранилась. См. ст. 11. Он был избавлен от смерти и облечен силою. Тот факт, что Иаков остался жив после встречи с Богом «лицем к лицу», предвещает его избавление от Исава, с которым ему также придется встретиться лицом к лицу.
32:32 доныне. Такое ограничение в пище, позднее упоминаемое лишь в иудейской литературе, стало постоянным напоминанием о том, что когда Иаков ослабел в борьбе с Богом, победителем из нее вышел Израиль.
Иаков возвращается в Ханаан.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 32 глава