29:2 колодезь. Сходство этой сцены с описанной в 24:11−33, свидетельствует о благости божественного провидения, но при этом позволяет увидеть резкое отличие между пребывавшим в молитве рабом и не молившимся патриархом.
29:4 братья мои! Это обращение, которое в 19:6 переводится как «друзья мои», говорит о желании добиться расположения.
29:5 сына. Это же древнееврейское слово может означать также и внука.
29:10 отвалил камень. В своем служении любви Иаков обретает сверхъестественную силу. Когда-то внимание Лавана привлекли золотые украшения Авраамова раба (24:30), сейчас же его впечатлили удивительные способности Иакова.
29:11 поцеловал. Обычное приветствие родственников (ст. 14; 31:55).
29:16 Лия... Рахиль. Их имена, означающие соответственно «корова» и «овца», были обычными в пастушеских семьях.
29:18 полюбил. См. 34:3 и ком.
29:23 Вечером. Иаков воспользовался слепотой своего отца, чтобы обмануть его, а Лаван под покровом ночи перехитрил Иакова.
взял дочь свою Лию. Этот обман следует рассматривать как вразумление Иакову, который согласился обмануть отца (27:18).
29:25 обманул меня. См. 27:35.
29:26 в нашем месте так не делают. Честный человек рассказал бы о таком обычае еще при первом разговоре, однако Лаван умолчал об этом. Иаков был бессилен предпринять что-либо в сложившейся ситуации.
чтобы младшую выдать прежде старшей. Столкнувшись с этим принудительным обычаем и двуличием Лавана, Иаков получил достойный урок, поскольку он сам, однажды солгав, нарушил обычай о праве первородства. Бог действует вопреки обычаям в жизни Исаака, Иакова и Иосифа.
29:30 любил Рахиль больше, нежели Лию. Результатом женитьбы Исаака на Ревекке стала спокойная, тихая любовь между ними; женитьба же Иакова на дочерях Лавана привела к раздору в семье и соперничеству между сестрами (29:31 — 30:24).
служил. Подобное древнееврейское выражение в 27:29 переведено как «послужат». Патриарх пожинал плоды того, что посеял (Гал 6:7).
29:31 — 30:24 Бог благословил Иакова двенадцатью сыновьями, несмотря на его пренебрежение к молитве и на соперничество между Лией и Рахилью, добивавшихся любви своего мужа, рожая ему сыновей (25:19 — 35:29 и ком.). Имена, которые матери давали своим сыновьям, свидетельствуют об этой борьбе, а также о том, что обе они осознали Божию помощь, оказанную им в те моменты, когда они были или нелюбимы, или неспособны рожать детей. Бог суверенно и милостиво создавал Израиль.
29:31−35 Бог милостиво дал Лии, нелюбимой жене, первородного сына и половину всех сыновей Иакова, включая священнический род Левия и мессианский род Иуды.
29:32 Господь призрел на мое бедствие. Первый ребенок из детей, рожденных в Месопотамии, был дан Богом в качестве вознаграждения находившейся в немилости Лии, а последний Рахили (ст. 22−23).
29:34 прилепится ко мне. Ее желание не осуществилось (30:15−16).
Левий. Колено Левия стало играть важную роль, когда все колена Израилевы были собраны вокруг скинии откровения (Чис 18:2).
29:35 Иуда. Его имя означает «он будет прославлен»; здесь это относится к Господу, а в 49:8 к самому Иуде.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 29 глава