27:1 притупилось зрение глаз его. См. ком. к 21:19. Физическая слепота Исаака соответствовала его духовной слепоте (ст. 3).
27:4 кушанье, какое я люблю. См. 25:30. В основе семейного конфликта лежали плотские привычки Исаака (ст. 18−27 и ком.; 26:34−35 и ком.).
чтобы благословила тебя душа моя. Т.е. «чтобы я благословил тебя».
27:5 Ревекка слышала. В семье не было единства, каждый тайно искал своего, поскольку патриарх не исполнял своей функции духовного руководителя. В отличие от Авраама, который прислушивался к духовным советам Сарры (16:5−6; 21:8−14), Исаак вообще не разговаривал с Ревеккой.
пошел Исав в поле. Хотя понятия первородства и благословения не идентичны, тем не менее, они связаны между собой, поскольку имеют отношение к наследованию. Впоследствии Исав нарушил клятву, данную Иакову (25:33), однако первоначальный акт неверия, заключавшийся в продаже первородства, оказался решающим в его судьбе (Евр 12:16−17).
27:7 благословлю тебя. В патриархальные времена семейное благословение обычно давалось в момент расставания перед путешествием (26:4) или перед лицом близкой смерти. Оно давалось только одному человеку, и его невозможно было изменить. Это благословение имело силу, поскольку Господь передавал его от одного патриарха к другому через их веру (Евр 11:20). Однако после того, как был дан закон, Господнее благословение передавалось всему народу Божиему через священника (Чис 6:22−27).
27:5−17 Здесь Ревекка является главным действующим лицом. И хотя ее поведение нельзя назвать предосудительным по отношению к ничего не подозревающему Исааку, ее духовные ориентиры были верными (25:23,29−34; 26:35; 27:46). С другой стороны, она, вероятно, знала, что Иаков купил у своего брата право первородства и оно теперь принадлежит ему, т.е. он берет свое.
27:13 на мне пусть будет проклятие твое. Ревекка готова на самопожертвование, поскольку хорошо осознает значение этого благословения для Иакова.
27:15 одежду. Впоследствии Иаков точно так же будет обманут окровавленными одеждами своего сына (37:31−33).
27:18−27 Исааку не удалось добиться цели, потому что он полагался на свои ненадежные чувства слух, осязание, обоняние, вкус, а не на духовное видение.
27:20 Господь Бог твой. Иаков в своей лжи говорит правду, о которой, возможно, и не подозревает: не будь на то воли Божией, он не получил бы благословения. О Господе он пока говорит как о Боге отцов, Господь еще не открылся ему как его Бог (см. 28:20−22; 33:18−20).
27:26 поцелуй меня. Вероятно, это было частью ритуала передачи благословения.
27:28−29 Сходство благословения с полученным до рождения предсказанием ясно говорит о том, что Господь Своей верховной властью руководит историей и все совершается по Его воле.
27:28 от тука земли. Тук земли — обильное плодородие.
множество хлеба и вина. Это благословение, данное Израилю, осуществится, когда он поселится в земле обетованной.
27:29 проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! Это же самое благословение слово в слово повторяется в Чис 24:9 (12:3). Это обетование вселенского владычества в конце концов переходит ко Христу и Его Церкви.
27:35 пришел с хитростью. Иаков пожнет то, что посеял (29:15−30 и ком.).
27:37 что же я сделаю для тебя. Зная, что Бог избрал Иакова, Исаак, тем не менее, хотел отдать все Исаву, а Иакова оставить ни с чем.
27:39−40 Исав унаследовал благословение, прямо противоположное благословению Иакова: ему было отказано в обладании плодородной землей и власти над братом (ст. 28−29).
27:40 свергнешь иго его. Исаву суждена нелегкая жизнь. Это предсказание исполнилось (см. 4Цар 8:20,22).
27:45 я пошлю и возьму тебя оттуда. Желанию Ревекки не суждено было осуществиться она умрет до возвращения Иакова.
от дочерей Хеттейских. См. 24:4; 26:34−35; 31:50 и ком.
27:46 — 28:9 Благословенная семья стремится отделить потомков Иакова от хананеев.
27:46 Этот переходный стих служит завершением 26:34 — 27:46 и Введением к 27:46 — 28:9.
сказала Ревекка. Подобно тому, как Сарра взяла на себя инициативу заботиться об Исааке (см. 21:10), так и Ревекка берет на себя заботы об Иакове.
из дочерей Хеттейских. В греческом тексте ВЗ эти слова отсутствуют.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 27 глава