26:1 сверх прежнего голода... во дни Авраама. Бог подтверждает Свое обязательство по отношению к Исааку точно так же, как когда-то подтвердил его и Аврааму.
26:2−6 Повеление и обещание, данные Господом Исааку, и послушание последнего связаны с историей Божиего завета с Авраамом (см. 12:1−4 и ком.).
26:3 странствуй по сей земле. Смысл этого древнееврейского выражения таков: «временно живи», «живи в качестве пришельца».
Я буду с тобой. Это обетование в истории Авраама относится к чудесному рождению сына, а в истории Исаака к чудесному покровительству (ст. 24; 26:3,24; 28:15,20; 31:3,5,42; 32:10).
исполню клятву. См. 15:18; 17:21; 22:16−18. Обетование, данное Аврааму, остается в силе, однако Исаак может быть преемником его лишь при условии послушания.
26:5 повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Послушание Авраама описывается Моисеем в тех же выражениях, что и требования к Израилю о соблюдении Божиего закона. Авраам является прообразом Христа, Который Своим послушанием исполнил праведные требования закона и обеспечил благословения Своему семени (Ис 53:10−11; Евр 2:13).
26:6 Исаак поселился. См. 12:4.
26:7−11 История о том, как Ревекка подверглась опасности, аналогична той, что произошла с Саррой (20:1−18). Отец и сын совершили одну и ту же ошибку. Однако это не одно и то же событие, пересказанное дважды, поскольку истории значительно отличаются.
26:7 сестра. См. 12:13; 20:2.
26:8 посмотрев в окно. Если Авраама спасло особое откровение Авимелеху (20:3), то Исаак был спасен провидением.
играет. Это древнееврейское слово, которое в 21:9 переведено как «насмехается», происходит от того же корня, что и имя Исаак.
26:9 Авимелех. См. 20:2 и ком.
26:10 один из народа. Если Сарру царь взял для самого себя (20:2), то в истории с Ревеккой царь невиновен; поэтому от него и не требуется никакого вознаграждения. ввел бы нас в грех. Авимелех боится Бога (20:9,11 и ком.).
26:12 сеял... в земле той. В отличие от своего отца-кочевника, Исаак ведет относительно оседлый образ жизни.
во сто крат. Послушание Исаака во время голода было вознаграждено во сто крат.
благословил его Господь. Присутствие Божия благословения совершенно очевидно в истории Исаака избранного наследника Божиих обетовании как очевидно оно было и в жизни его отца (21:22).
26:15 Филистимляне завалили и засыпали землею. Теперь, когда умер Авраам, филистимляне, которые не имели истинной веры в Бога Авраама, грубо нарушили мирный договор (см. 21:23 и ком.).
26:17−22 Богатый скотовод покинул плодородную землю и ушел в засушливую степь, где все зависело от водных источников. Он продвигался от одного колодца к другому в их названиях отразилась благодарность Богу за Его заботу и покровительство. Интересно, что ни один из патриархов не вел рискованных и необдуманных войн за обетованную землю; все они уповали на то, что Бог даст их потомкам землю в нужное время (15:13−14).
26:18 которые выкопаны были во дни Авраама. Согласно древнейшим рукописям «которые выкопали рабы его отца Авраама». Этим подчеркивается связь между патриархами.
26:21 Ситна. Древнееврейский корень этого названия тот же, что и в слове «сатана», и означает «ожесточенная вражда».
26:22 теперь Господь дал нам пространное место. Божие покровительство Исааку в споре из-за колодцев напоминает награду, дарованную Аврааму в его споре с Лотом (гл. 13).
26:23−33 Исаак отправляется в то место, где изначально был заключен мирный договор с филистимлянами.
26:24 См. 26:2−6 и ком.
26:25 устроил,,, жертвенник. Подобно своему отцу, Исаак построил жертвенник в ответ на Божие откровение (12:7−8,21 и ком.). Святилище Авраама в Вирсавии теперь перешло к Исааку (21:32−33).
26:28 мы ясно увидели. Они увидели, что Исаак, богатый скотовод, не понес материального ущерба, став кочевником, благодаря тому, что Бог позаботился о колодцах для него.
26:28−29 Господь с тобою... ты благословен. Эти слова, сказанные филистимлянами, свидетельствуют о силе и законности Господнего обетования (ст. 3:4).
клятву. См. 21:23 и ком.
26:30−31 сделал им пиршество... поклялись друг другу. Исаак, как и его отец, приравнивается здесь к царю (21:23). Столь высокое положение он занимает благодаря своей вере.
26:32 о колодезе. Упоминание о колодце связывает события в Вирсавии с Божиими благодеяниями, описанными в ст. 17−22.
26:33 имя городу тому Беэршива. То же, что и Вирсавия. Божие покровительство Аврааму в Вирсавии теперь переходит к Исааку.
26:34 взял себе в жены. Исав, будучи мирским человеком, проявил неуважение к благословению завета, женившись на «хеттейских дочерях» (24:3−4; 31:50 и ком.). Породнившись с хананеями и тем самым вызвав недовольство своих родителей (27:46), он окончательно отделяет себя от священного наследия (21:21; 25:6).
Хеттеянина. Хеттеи считались хананеями (28:1).
26:35 они были в тягость Исааку. Однако, передавая свое благословение, Исаак полагался на свои изменчивые чувства, а не на дух (гл. 27).
комментарии Женевской Библии на Бытие, 26 глава