24:1−67 Своим провидением Бог устроил все так, что Исаак встретил и возлюбил предназначенную ему невесту, а затем взял ее в жены; она стала праматерью избранного народа.
24:1−9 См. статью «Правдивость речи, клятвы и обеты».
24:2 старшему. Авраам поручил эту важную миссию самому надежному рабу, управляющему в доме. Этим рабом, возможно, был Елиезер (15:2−3), который полностью разделял веру Авраама. Провидение включает в себя и человеческую ответственность, и Божественное руководство.
положи руку твою под стегно мое. Идиоматическое выражение, подразумевающее потомство; в древности евреи говорили о детях, как о «происходящих от бедра». Данная форма клятвы означает, что дающий обет клянется своим потомством (ср. 47:29).
24:3 Господом, Богом неба и Богом земли. См. 14:22 и ком.
не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев. Авраам показывает пример своим потомкам, которым следует брать жен из дочерей благословенных семитов, а не проклятых хананеев (9:24−27; 15:16; 18:18−19; Втор 7:1−4).
24:6 не возвращай сына моего туда. Авраам не изменил Божиему призыву покинуть отечество (12:1,7).
24:7 Который взял меня из дома отца моего. Вся жизнь Авраама была основана на Божием обетовании (12:1−3,7). Ведомый рукой Бога, он посвятил свою жизнь исканию «Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33).
потомству твоему дам сию землю. В последних словах патриарха выражается сущность Божиего обетования (12:7).
Ангела Своего. См. 16:7 и ком. Из истории с Агарью Авраам понял, что, стремясь получить обещанное, следует полагаться не на плоть, а на Бога (гл. 16).
24:12 сказал. Т.е. помолился (ст. 26−27).
24:14 по сему узнаю я. Требование знамения уместно, поскольку поручение связано с продолжением мессианского рода (Ис 7:10−14).
24:27 благословен Господь. Посланник Авраама знает, что ведет его Бог.
Господь... привел меня. Бог содействует святым (50:20; Руфь). Позднее это выразится в том, как Бог провел Свой народ через пустыню в обетованную землю (Исх 13:17,21; Исх 15:13; Исх 32:34).
24:29 Лаван. Лаван берет на себя ответственность за семью либо потому, что семейное управление осуществлялось старшим братом, а не отцом, либо потому, что Вафуил был недееспособен.
24:42−48 Повторение этой истории необходимо для того, чтобы Лаван, Милка и Ревекка убедились в действии Божиего провидения.
24:50 Лаван и Вафуил. Подобная непоследовательность, заключающаяся в упоминании имени отца после имени сына, говорит о том, что Вафуил был недееспособен. В ст. 55 упоминаются только брат и мать Ревекки. от Господа пришло это дело. В этом событии они усматривали Божие провидение.
24:55 пусть побудет с нами девица. Таков был обычай (Тов 8:15).
24:57 спросим, что она скажет. Они хотели спросить ее о том, сколько времени она собирается пробыть с ними до отъезда; вопрос о женитьбе был уже решен.
24:58 пойду. Ревекка подчинилась повелению Господа.
24:60 Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих. См. 22:17.
24:65 покрылась. Ревекка вела себя так, как того требовал обычай.
24:66 Раб же сказал Исааку. Авраам прожил еще 35 лет (21:5; 25:7,9,20), однако повествование опускает ответ раба перед Авраамом и переходит непосредственно к будущему патриарху Исааку.
24:67 в шатер... матери своей. Ревекка заняла место Сарры в истории спасения.
возлюбил ее. Бог благословил поиски невесты для Исаака и содействовал их успешному завершению.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 24 глава