18:1 явился ему Господь. Возможный перевод: «И открылся ему Господь».
18:2 три мужа. Еврейские толкователи так объясняют это место: «Один ангел пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй чтобы разрушить Содом, а третий чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения».
18:3 Владыка! Это древнееврейское слово используется исключительно по отношению к Богу; оно встречается и в ст. 27.
18:9 где Сарра? Риторический вопрос. На самом деле Господь знал, чем занималась Сарра в это время (ст. 10−13).
18:10 будет сын у Сарры. См. 11:30; 15:2−4; 16:11; 17:15−16; Рим 9:9.
18:14 Есть ли что трудное для Господа? Авраам знал ответ на этот вопрос (15:4 6; Евр 11:11). Его оправдывала вера так же, как сейчас она оправдывает людей, верующих в то, что Бог воскресил из мертвых Господа Иисуса (Рим 4:22−25).
18:19 ибо Я избрал его. Букв.: «ибо Я узнал его», т.е. выбрал его и предопределил его путь, поручив ему важную миссию в мире. См. Пс 1:6: «Ибо знает Господь путь праведных» (предопределяет их путь, ведет их по определенному пути, т.к. события их жизни имеют принципиальное значение для всего мира).
18:20 вопль. Как Судия всей земли, Бог слышит всякий вопль, порожденный грехом и нечестием (ст. 25; 4:10).
грех их. См. гл. 19; Иез 16:49−50.
18:21 сойду и посмотрю. Антропоморфное описание, подобное 11:7, исключающее буквальное прочтение.
18:23 неужели Ты погубишь праведного с нечестивым..? Эти слова Авраам произносит в момент величайшего духовного подъема. Авраам не спорит с Богом, его слова продиктованы знанием Бога, таким знанием, которое позволяет человеку смотреть на мир глазами Бога и судить духовно.
18:25 не может быть от Тебя! Это ответ Авраама на им же поставленный вопрос.
Судия всей земли поступит ли неправосудно? Эта фраза определяет справедливость как основной принцип, характеризующий проявление Бога в мире.
18:26 Я ради них пощажу. Бог щадит нечестивых ради праведных, ибо милость Его превозносится над судом (Иак 2:13).
18:32 десять. Если праведных окажется меньше десяти, то спасутся только они, как это и случилось в гл. 19. См. статью «Духовная природа Божества».
комментарии Женевской Библии на Бытие, 18 глава