16:1 не рождала. В древности бесплодие было позором, т.к. свидетельствовало о наказании Божием.
16:2 я буду иметь детей от нее. Согласно обычаю, свидетельства о котором имеются в законах Хаммурапи и в письменных источниках из городов Нузу и Нимруд, власть над детьми, родившимися в результате такого союза, принадлежала жене, а не наложнице.
послушался слов Сары. То же древнееврейское слово переведено как «послушал» в 3:17, когда Бог осуждает Адама.
16:4 презирать. Это же древнееврейское слово в 12:3 переведено как «злословить» (см. Притч 30:23). Агарь, как и Лот, была отделена от благословенной семьи, поскольку относилась к Саре с презрением.
16:5 ты виновен. Только Аврам обладает правом принимать окончательное решение.
в обиде. Сара обращается к Авраму как к судье, способному восстановить справедливость.
Господь пусть будет судьею. Она обращается к высшему суду (31:53; Исх 5:21; 1Цар 24:12,15). Бог защищает невиновную сторону.
16:6 что тебе угодно. Согласно своду законов Хаммурапи, оскорбленная госпожа в такой ситуации не могла продать свою служанку, однако имела право заклеймить ее и сделать рабыней.
16:7 Ангел Господень. Здесь впервые упоминается слово «ангел». «Ангел» означает «вестник». Светские посланники полностью отождествлялись с теми, кто их послал (Суд 11:13; 2Цар 3:12−13; 3Цар 20:2−4), точно так же и Божий ангел отождествляется с Самим Богом (21:17; 22:11; 31:11; Исх 3:2; Исх 14:19; Исх 23:20; Исх 32:34). В других случаях ангел приносит весть о рождении ребенка (Суд 13:2−5; Лк 1) или же о спасении (31:11−13).
К Суру. Это название означает «стена» или «укрепление». Здесь имеется в виду египетская пограничная крепость.
16:8 Агарь, служанка Сарина! Ангел Господень, называя Агарь по имени, добавляет к нему слова: «служанка Сарина», т.е. в его устах эти три слова составляют единое имя, которое выражает сущность Агари, т.е. кем видит ее Бог.
16:9 возвратись. Отцом ребенка, которого она носит во чреве, является Аврам. покорись ей. Т.е. покоряясь Саре, ты покоряешься Богу.
16:10 умножая умножу потомство твое. Еве Бог сказал: «умножая умножу скорбь твою» (3:16). Здесь же звучит благословение, весьма напоминающее то, которое было дано Авраму (15:5), и это закономерно, поскольку сын Агари сын Аврама. См. Зах 9:1.
16:11 услышал Господь страдание твое. Господь заботится и о Саре, и об Агари.
16:12 руки его на всех, и руки всех на него. Метафорическое описание кочевников, «детей пустыни», не уважающих никого, кроме своего вождя.
16:13 нарекла Агарь Господа... сим именем. Имя, которое Агарь дала Богу, не присуще Ему; оно, скорее, выражает то, чем Бог был для нее в тот конкретный момент.
16:15 сына. Его родословие представлено в 25:12−18.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 16 глава